Искусство в паутине
Высокое искусство все чаще использует в своих целях Всемирную сеть и новейшие технологии.
В субботу в Москве завершится фестиваль «Театральная паутина» – это уже вторая попытка продемонстрировать спектакли в Интернете. На днях в Париже состоялся первый «Фестиваль карманного фильма», где были представлены кинокартины, снятые на камеры, встроенные в мобильный телефон. Не отстают от прогресса и художники: они выставляют свои работы в виртуальных галереях. И даже «продвинутые монахи» продают теперь иконы через Интернет.
Пару лет назад в сети женились и разводились в виртуальных загсах, хоронили врагов на виртуальных кладбищах, заказывали пиццу на дом в виртуальных магазинах. Тогда это казалось экзотикой. Сегодня модно использовать Интернет во всем, в том числе и для приобщения к высокому искусству.
Театр начинается с трафика
Первый интернет-фестиваль «Театральная паутина» состоялся год назад. Не выходя из дома или офиса, можно было «в прямом эфире» посмотреть семь спектаклей – например, «Семейное счастие» от «Мастерской Петра Фоменко», «Мизантроп» от театра «Тень», «Лулу» от «Геликон-оперы» и еще несколько хитов последних лет. Чтобы приобщиться к театральному искусству, достаточно было действовать по простой схеме: зайти на сайт фестиваля, затем в нужное время, когда начинается «сеанс», кликнуть пару ссылок и наслаждаться перед монитором хоть в банном халате, хотя сцена с актерами в этот момент может находиться за тысячи километров.
За два года своего существования фестиваль наделал много шума. Суета вокруг «паутины» продолжается до сих пор. Театралы не разругались, но разделились на два лагеря. Одни считают, что Интернет и театр несовместимы, потому что нет ни той самой вешалки, с которой все и начинается, ни прямого контакта актера и зрителя. Вторые убеждены, что Сеть не задушит театр, а только сделает его более доступным и популярным.
«Если я пойму, что театр уходит в Интернет, то я собственными руками убью наше детище, – признался «НИ» Игорь Овчинников, один из организаторов фестиваля. – Виртуальная трансляция никоим образом не должна заменять живой театр. Идея в том, чтобы Интернет помогал популяризировать театр, осовременивать его, чтобы люди не считали театр атавизмом и тянулись к нему».
Эксперимент удался. В прошлом году на сайте фестиваля часами зависали и качали спектакли пользователи из 52 стран. На этот раз только за первые два дня набралось чуть менее двух тысяч театралов-виртуалов из 33 стран. Большая часть аудитории находится на территории России, США, Франции, Израиля, Греции, Кипра. Один ценитель российского театрального искусства зафиксирован в Таиланде.
Вторая «Театральная паутина» порадовала их «Раймондой» (Большой театр), «Изображая жертву» (МХТ им А.П. Чехова), «Marienbad» (Студия театрального искусства п/р С. Женовача), «Песнями дождя» (Омский театр «ЧелоВЕК»), «Каштанкой» (Екатеринбургский ТЮЗ). А сегодня и завтра заключительные трансляции будут вестись из Новосибирска, со сцен оперного театра и театра музыкальной комедии.
Маленькая штучка с большими возможностями
Новейшие технологии решил эксплуатировать по максимуму и директор первого «Фестиваля карманного фильма» Лоранс Эрсберг. «Если кто-то додумался встроить в мобильный телефон видеокамеру, то почему бы не снять на нее фильм?» – вопрошал он. Еще несколько лет назад киношники с недоверием относились к цифровым кинокамерам, отмахивалась от них, сегодня же практически все фильмы снимают именно на «цифру». Так что не исключено, что через пару десятилетий мэтры кино переключатся на телефоны и будут с умилением вспоминать первые «карманные картины».
Пока с телефонами развлекаются только молодые кинематографисты. На фестивале они представили 14 картин. «Лентяи» наснимали 30-секундные документальные фильмы, а более упертые операторы выдали полуторачасовые ленты. Шедевры демонстрировались как на привычном для всех большом экране, так и в оригинальном формате – на экране телефона. Картины получились неуклюжими, и, как подытожили организаторы фестиваля, съемки близки к фильмам, отснятым на древнюю камеру братьев Люмьер. Но, как бы то ни было, на кинофестивалях в Германии и Австралии уже ввели номинации для фильмов, снятых на телефон.
Кликни на икону
Нашли вход в паутину и художники со скульпторами. Они придумали виртуальные галереи и виртуальный Дом художника. Теперь художники творят в мастерских, а выставляются в Сети. Плюсов немало – не надо платить за аренду реальной галереи, да и к народу ближе – может, кто, бродя по Интернету в обеденный перерыв, наткнется на картинку, заинтересуется и купит.
Для ценителей прекрасного, готовых на авантюру, на сайте выложены не только работы, но и информация о размерах произведений, их стоимости, условиях оплаты и доставки. Для малоизвестных художников и скульпторов Интернет зачастую действительно является единственным местом, где они могут продемонстрировать свое творчество.
Другое дело, что с точки зрения потребителя сайты неудобны. Мы попытались рассмотреть несколько работ, но получить удовольствия от просмотра нам так и не удалось. К примеру, картина маслом «Тепло деревянных стен» (разрушенный сарай и травка) на экране монитора выглядит совсем не впечатляюще, и отдавать за него 3,5 тыс. долларов мы бы не рискнули.
И все же интернет-бизнес искусству пропасть не даст. Доказательством может служить популярность сайта Новотихвинского женского монастыря (сам монастырь находится под Екатеринбургом). Его монахини прославились тем, что запустили в Интернет собственный сайт и додумались организовать на нем... интернет-магазин. В «сувенирной лавке» можно найти все, что угодно, – от ладанки за 6 рублей, до рясы и икон – цена пожертвования договорная (сестрам запрещено заниматься торговлей). К примеру, Анна Хатер из Чикаго заказала по Интернету икону Божьей Матери Тихвинской и за это пожертвовала монастырю больше тысячи долларов.
Чем закончится процесс слияния искусства, Интернета и новых технологий, угадать сложно. Интернет вряд ли затянет актеров и художников в свои сети полностью. Но и совсем отказываться от покорения виртуального пространства искусство не намерено.
Мария МИРОНОВА, актриса театра «ЛЕНКОМ»:
– Я считаю, что ненормально смотреть спектакли по Интернету или в записи. Театр – это живая энергия, ее невозможно передать таким образом. Вся прелесть театра заключается в том, что это ежесекундное искусство. Если честно, в Интернет я даже не захожу.
Екатерина СЕЛЕЗНЕВА, главный хранитель Государственной Третьяковской галереи:
– Никогда виртуальная галерея не заменит реальной. Потому что настоящий ценитель ни за что не купит дорогое произведение искусства по Интернету. Прежде чем приобрести картину, он захочет ее увидеть и получить заключение специалиста.