Новое кино России в каннской витрине
Внеконкурсная программа "Весь кинематограф мира" Каннского кинофестиваля откроется Днем России.
Организаторы фестивальной программы выбрали три полнометражных ленты и семь документальных, соответствующих (помимо художественных) таким критериям: картины не участвовали в конкурсах в Каннах, Берлине и Венеции, о них не писала западная пресса, их не видела публика.
Среди "неизвестных" фильмов оказался чемпион российского проката "9 рота" Федора Бондарчука и фильм-победитель Московского кинофестиваля, "Космос как предчувствие" Алексея Учителя.
По мнению Алексея Учителя, приглашение в Канны дает российским кинематографистам возможность "интегрироваться" в мировой кинопроцесс.
"Мы все-таки варимся в собственном соку - это касается, прежде всего, производства и проката. Я думаю, что следующий шаг, который предстоит нам сделать, помимо завоевания Каннского фестиваля, это наладить совместное производство и прокат наших фильмов за рубежом," - считает Алексей Учитель.
Руководитель проекта "День России", генеральный директор "Интерфеста", Ренат Давлетьяров утверждает, что "самооценка важнее, чем взгляд со стороны".
"Я считаю, что участие и победы в фестивалях, конечно, символичное событие, но не определяющее. Нам важно самим сознавать, что мы делаем, - говорит он. - В конце концов, есть же великая индийская кинематография, которая выпускает 500 фильмов в год. Абсолютно самодостаточная, так как в широком зарубежном прокате индийские фильмы не идут".
Микробюджетная картина
Пример абсолютной независимости ни от магнатов кинобизнеса, ни от государственных чиновников - третья полнометражная лента, приглашенная в Канны.
Сергей Лобан снял DVD-фильм "Пыль" c микроскопическим бюджетом и непрофессиональными актерами в главных ролях.
Сегодня фильм о "маленьком человеке" постсоветской эпохи, Леше, - "вялом парне с большим рыхлым телом и однообразной жизнью" - стал культовым среди молодых российских киноманов и разошелся по стране в цифровом формате.
Режиссер Сергей Лобан признает, что без помощи музыканта Петра Мамонова, сыгравшего в фильме, и продюсера проекта Кинотеатр.doc Михаила Синева у "Пыли" не было бы никаких шансов на прокат и реализацию. Сергей Лобан вот уже два года ищет средства на сьемки нового фильма под названием "Отдохнуть по-человечески".
Возможно, теперь, когда фильм Сергея Лобана поставят на каннскую "витрину" рядом с титанами мейнстрима, режиссером заинтересуются российские продюсеры.
На вопрос, как развивается сегодня в России традиция авторского кино, которая в прошлом принесла советскому кинематографу всемирную славу и лавры больших кинофестивалей, руководитель программы "День России" Ренат Давлетьяров воскликнул: "А вы попробуйте собрать деньги на независимый фильм в Германии, в Англии, в США!"
"Авторское кино обречено на то, чтобы мучительно искать финансирование, - считает Давлетьяров. - И те блаженные времена, когда авторы-режиссеры финансировалось государством, относятся к присной памяти годам советской власти. Тогда Тарковский мог два раза снимать "Сталкер", а вы можете себе представить ситуацию на американской или европейской киностудии или вообще в любой нормальной стране, когда такую картину как "Сталкер" согласились бы профинансировать дважды?! Я эту возможность просто исключаю!"
По словам Рената Давлетьярова, авторское кино должно с трудом пробивать себе дорогу, а поскольку в современной России оно практически не находит зрителя, фестивали и существуют для того, чтобы показывать фильмы невостребованных авторов.
Новинки игрового арт-хауса все-таки изредка мелькают на экранах столичных клубов и кинотеатров, а вот театрального проката документальных и короткометражных картин в современной России просто нет.
Отборная российская документалистика отправляется прямиком с Урала, где проходит документальный фестиваль "Россия", на мировые кинофорумы.
Поэтому фильмы, приглашенные каннскими отборщиками на два сеанса неигрового и короткого метра, известны в Европе лучше, чем на родине.
Фильм Павла Костомарова и Антуана Каттэна "Трансформатор" относят к шедеврам жанра - он собрал главные призы фестивалей в Германии, Финляндии, Эстонии.
Это 16-минутный киноанекдот о том, как два мужика повезли из Питера в Москву тяжеленный трансформатор, да уронили. Вот и пришлось Валерке с напарником три месяца проторчать в постовом вагончике, охраняя 250 тонн цветного металла, пока начальство решало, как поднимать и что делать с этой махиной.
Рассказ Валерки много теряет в переводе, так как образность и мощь разговорного русского языка, который льется из уст героя фильма "Трансформатор", восходит прямиком к традиции Венедикта Ерофеева и дальше в глубь веков к Салтыкову-Щедрину и Гоголю.
Но даже зритель, ни слова не знающий по-русски, будет очарован колоритом бедолаг-собутыльников и потрясен абсурдом истории, которая разыгрывается на главной магистрали европейской части России в начале XXI века.
Разносторонняя подборка
Антуан Каттэн, швейцарский режиссер, живущий в России, и его соавтор Павел Костомаров покажут в Канне еще один фильм - "Мирная жизнь". Это история чеченца Апти и его отца Султана, которые бежали из изуродованной войной Чечни, после того как сожгли их дом и убили близких. Султан и Апти осели в русской деревне и пытаются вести мирную жизнь.
Художественный директор программы "Весь кинематограф мира" Каннского кинофестиваля Серж Собчински рассказывает: "Мы решили показать оба фильма Павла Костомарова и Антуана Каттэна потому что эти фильмы очень хорошо сделаны и потому, что скупыми образами и средствами они рассказывают современную историю жизни целой страны".
Внимание французских отборщиков привлекли также работы юной московской документалистки Валерии Гай-Германики. 22-летняя Гай-Германика дебютирует в Канне с двумя картинами - "Девочки" и "Сестры". Воспитанница режиссера Марины Разбежкиной представляет очень субъективный и чисто женский взгляд на мир. Камера для нее остается орудием юношеского самовыражения, а герои ее псевдо-документальных фильмов, помещенные в академически выстроенные кадры то и дело ненароком бросают взгляды в объектив, сводя ценность записанного материала до уровня домашнего видео.
Между тем, по мнению Сержа Собчински, героини Валерии Гай-Германики - девочки-подростки с их первыми выкуренными сигаретами, выпитыми банками джина, вынюханными наркотиками и выплаканными страстями - "своими очень личными историями дополняют работы Костомарова и Каттэна, делая подборку российских документальных фильмов разносторонней и объемной".
"День России" в Каннах пройдет 20 мая.