Александр Дворкин: человек, прикрывающийся церковью
Руководитель Центра святого Иринея Лионского профессор-сектовед Александр Дворкин давно выступает с критикой Общества сознания Кришны, миссии и учения этого общества с православных позиций.
2 мая этого года появились противоречивые сообщения по поводу того, что на Дворкина напал кришнаит, хотя потом эту информацию в ГУВД г. Москвы опровергли, то есть никакого нападения, возможно, и не было. Дворкин встретил в переходе метро именно Вас, и Вы стали тем человеком, кого он обвинил в нападении. После того, как страсти по поводу этого эпизода немного улеглись, хотелось бы узнать, что произошло на самом деле. Мнение Александра Дворкина, человека уважаемого среди части православной общественности, которого приглашают с выступлениями по всей стране, было опубликовано на сайте Центра св. Иринея Лионского. Вы же остались в глазах общественности "рабом" тоталитарной "секты". Вы в первый раз столкнулись с Дворкиным?
Сергей Косенко: Нет, 1 мая произошла уже вторая моя встреча с Дворкиным. Первое столкновение с ним случилось где-то 24-25 апреля этого года в переходе метро со станции "Кузнецкий мост" на "Лубянку". Я просто шёл в потоке людей и держал в руке книгу "Наука самосознания". Люди иногда сами подходят ко мне и спрашивают, что это за книга, смотрят и охотно покупают. Дворкин схватил меня и принялся обвинять в том, что я, дескать, распространяю религиозную литературу и что я "сектант". Он поднял шум, требовал прекратить ходить с книгами по переходу и будоражить, по его словам, "умы русских людей". Затем Дворкин потащил меня в милицию, и я согласился туда пойти. Дворкин просто шёл за мной, преследуя меня, пока я не спрятался за колонну. Тогда Дворкин, потеряв меня из виду, ушёл сам. Конечно, ситуация была очень неприятная - люди вокруг оглядывались, казались перепуганными.
– Последняя Ваша стычка с Александром Дворкиным произошла 1 мая утром. В принципе Дворкин, как глава православного центра святого Иринея Лионского, мог проявить недовольство тем, что представители другой религии распространяют книги в метро. Однако насколько соответствуют действительности обвинения Дворкина в Ваш адрес?
- 1 мая столкновение с Дворкиным произошло в том же самом переходе с "Кузнецкого моста" на "Лубянку" в 11 часов утра. У меня в руках была стопка из 20 книг (той же книги "Наука самосознания"), которые я держал обеими руками. Поэтому при всём желании я не мог никого ударить. Дворкин подбежал и потащил меня за руки и за рюкзак, который был у меня за плечами. Я же встал перед Дворкиным и просто смотрел на него, держа книги. Он принялся выкрикивать оскорбления в адрес автора книги "Наука самосознания" духовного учителя Бхактиведанту Свами Прабхупада. В ответ я сказал Дворкину, чтобы тот не оскорблял учителя, потому что, благодаря ему и его переводам и комментариям к священным писаниям, я изменил свою жизнь к лучшему. После этого Дворкин схватил одну из книг из моей стопки и принялся рвать её. Книга была в твёрдой обложке, но он смог разорвать её пополам. Я сохранил эту разорванную книгу. К сожалению, свидетелей того, как Дворкин рвал книгу, не оказалось, так как прохожих в переходе не было, а старушка, которая сидела в кабине у эскалатора, видеть нас не могла.
– В чём, по Вашему мнению, заключается причина такого эмоционального поведения православного профессора?
– Наверное, ему надо было самого себя убедить в своей правоте. Таким образом, каждый фанатик обычно убеждает себя в своей правоте, укрепляет себя. Сначала он хватает книгу, а потом может и нож взять в руки для того, чтобы убить во имя своей веры, то есть он уже по существу не контролирует себя.
- А всё-таки, кто и кого бил в переходе метро?
– Вы знаете, я всегда хожу с книгами по Москве, и 1 мая утром у меня было с собой как раз много книг на руках. Для меня физически было нереально участвовать в какой-либо потасовке. Тем более, что я понял по его поведению, что он провоцирует меня, хочет, чтобы его ударили. У меня такое впечатление сложилось, что он подставлял себя намеренно под какое-либо неосторожное движение. Еще после первой встречи с Дворкиным я понял, что для него в порядке вещей провоцировать людей.
– А как Вы в таком случае попали в милицию?
– Профессор Дворкин тащил меня по коридору перехода метро в то время как в руках у меня была стопка книг. Он дотащил меня до бабушки, которая сидит у эскалатора, и та вызвала милицию. Пришедший на вызов сотрудник милиции пришёл и стал объяснять Дворкину, что "это кришнаит, которого милиционеры знают". Однако Дворкин настаивал на том, чтобы меня отвели в отделение милиции, и тогда мы пошли в отделение. Там профессор заявил, что я его якобы ударил, а сотрудники милиции в ответ сказали, что "это странно, так как у него нет никаких повреждений". Милиционеры хотели было меня отпустить, но Дворкин настаивал на том, что его избили и необходимо составить протокол. В результате же протокола составлено не было, а Дворкин ушёл фиксировать побои, то есть брать справку о том, что они у него есть. Я направился вместе с сотрудниками милиции в 5-й Таганский отдел милиции на метрополитене для установления моей личности. Дело в том, что я гражданин Молдовы, у меня с собой была регистрация и ксерокс паспорта, а оригинал паспорта был дома. В отделении милиции все мои показания были также записаны. В конце концов, Дворкин тоже написал заявление в милицию, в котором указал, что я его ударил будто бы кулаком. Хотя я физически ни кулаком, ни книгой ударить не мог. Справку о нанесённых побоях мне не показали, но сказали, что вроде в заявлении написано, что у Дворкина повреждена "слизистая", но чего непонятно.
– В одном из заявлений главы Центра св. Иринея Лионского Александра Дворкина по поводу этого инцидента говорится: "Я уже давно говорю о том, что кришнаиты привлекают нелегальных иммигрантов и используют их для заработка денег для "секты". Надеюсь, что это агрессивное поведение молодого человека привлечет общественности к этой тоталитарной "секте". Скажите, какое место Вы занимаете в Обществе сознания Кришны и как Ваш труд использует общество? Можно ли оценить Ваше положение как рабское?
– В Обществе сознания Кришны я являюсь послушником. Моя основная обязанность – быть книгоношей. Ничего принудительного в Обществе нет, и всем я занимаюсь добровольно. Идеи о том, что мы используем чей-то труд – это абсурд. И рабом я не являюсь – оригинал паспорта, к примеру, находится у меня дома. Вообще я с 1991 года живу в Москве, занимаюсь музыкой, играл в рок-группе. Мне 32 года.
– Почему Вы стали последователем именно Общества сознания Кришны?
– В конце 2002 года я присоединился к Обществу сознания Кришны, а в 2003 году получил духовное посвящение, став учеником. Каждый человек ищет смысл жизни, и я тоже искал. Все люди ищут счастья – кто в семье, кто в сектоведении, кто в войнах и т. д. Я понял, что всё, чем я занимался, имеет временный характер. В Обществе сознания Кришны я увидел счастливых людей, честных и добрых, я увидел в них духовную и физическую чистоту. Когда мы видим счастливых людей, то, естественно, хотим быть такими же счастливыми. Это меня и привлекло в Общество сознания Кришны. Стать посвящённым учеником – это не значит бросить всё и отказаться от активной социальной жизни. Для меня было естественно стать послушником, поскольку у меня нет семьи. Но у меня есть родители и друзья, с которыми я поддерживаю отношения. Вера только обогащает жизнь человека.
– Последователи Кришны, как всем известно, исповедуют непротивление злу насилием. Каково Ваше отношение к подобным ситуациям, ведь главным Вашим противником стал православный профессор?
– Дворкин скорее прикрывается Церковью. В результате его выступлений у несведущих людей появляется ощущение, что в обществе все делятся на "наших" и "ненаших". При этом, антисектантские акции усугубляют незнание религии и веры вообще, люди отворачиваются от православия, если слышат высказывания таких людей, как Дворкин. Профессор Александр Дворкин – не православный, а православные- это преподобный Сергий Радонежский и митрополит Антоний Сурожский. В основе православия лежит христианский принцип – возлюби Господа Бога Твоего и ближнего своего, а проявление агрессии – это вообще не религия. У Дворкина – воспалённое сознание, поэтому он и кидается на всех людей. Мы же не навязываем свою веру, а хотим только, чтобы люди жили духовной жизнью. Мы сторонники ненасилия, во-первых, на физическом уровне, когда никакой человек не может причинять насилия другому, во-вторых, мы против эмоционального насилия, когда человека эксплуатируют на психологическом уровне, и, в-третьих, против духовного насилия, когда от человека скрывается его истинная духовная природа.