Умер оператор «Острова» и «Кукушки»
25 января в возрасте 42 лет скоропостижно скончался оператор Андрей Жегалов, работавший над фильмами «Кукушка», «Остров», «Мама, не горюй», «Турецкий гамбит».
О смерти оператора сообщил Сергей Сельянов, продюсер компании CTB. «Он был одним из самых ярких людей в нашем сообществе. Мы с ним сделали «Кукушку», еще несколько проектов с Рогожкиным. «Мама, не горюй» – это был 1997 год, непростое время. Помимо профессионального вклада требовался командный, денег не было, нужно было собой вложиться. Это всегда в Андрее было, и тогда, и сейчас. Этот фильм появился во многом благодаря ему. Он там был не только оператором, но и душой команды, на площадке очень много определял, не только по собственному департаменту.
Последний фильм Павла Лунгина «Остров», который сейчас прогремел, – многие его видели, кому-то еще предстоит увидеть, но все, даже непрофессионалы, понимают, что его вклад там огромен. Магия русского севера, особое место на земле, где эта история выглядит особенно убедительной, – это, конечно, Андрюша.
Этих нескольких фильмов - «Кукушка», «Мама, не горюй», «Остров» – достаточно, чтобы мы поняли, что это не только близкие Андрея, что вся страна потеряла. Он сильнейший оператор».
За «Остров» Жегалов был номинирован на премию критиков «Белый слон» и, разумеется, на «Золотого орла», премию национальной киноакадемии России. Его работу в этом фильме неизменно хвалили, режиссер картины Павел Лунгин в интервью газете «Труд» подчеркнул: «На протяжении съемок у нас в группе было чудесное ощущение общности, никто чужой к нам не приходил. Воспоминания остались у нас очень счастливые. Актеры играли лучше, чем всегда. Оператор Андрей Жегалов совершил какой-то колоссальный прорыв и снял так, как он не снимал никогда. Все вместе мы сделали больше, чем мог каждый из нас по отдельности».
Но, конечно, было бы несправедливо считать, что «Остров» был главным фильмом Жегалова. Он очень много работал на телевидении и снял там самые первые сериалы, победившие «Просто Марию»: «Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила» и прочие. «Менты» создали основу для успеха отечественного развлекательного телевидения. С Александром Рогожкиным Жегалов снял «Особенности национальной охоты» и «Кукушку». «Кукушка» была одним из первых отечественных фильмов, собравших хорошую кассу в российском прокате.
Картина неприятным и скандальным образом не была выдвинута на премию «Оскар» от России, хотя получение номинации было более чем вероятно. Жегалову эта зимняя военная история принесла Госпремию.
Ну и, наконец, «Турецкий Гамбит» Бекмамбетова. Яркая экспрессивная «картинка», выстроенная Андреем Жегаловым, сделала неоценимо много для успеха первой экранизации эпопеи об Эрасте. А кроме того, есть не так много попыток снять кино в стилистике какого-нибудь великого художника. Можно вспомнить «Девушку с жемчужной сережкой», воспроизводящую веермеровские портреты и голландские натюрморты, и цитирующего Ван Гога «Турецкий гамбит» с его подсолнухами, казаками, пейзанами и пейзажами.
Последним завершенным проектом Жегалова был лунгинский фильм о Рахманинове – «Ветка сирени». Он только начал работать над выбором натуры для картины Карена Шахназарова. По словам продюсера Сергея Сельянова, с которым Андрей Жегалов много сотрудничал, все произошло очень быстро. «Произошло это в Москве на Ленинском проспекте, за сорок минут. Умер Андрей от инфаркта. Из-за пробок не смог вовремя попасть в больницу, вели его пешком, вроде бы успели поставить капельницу, но было поздно уже. Обидно. Москва, вроде все относительно близко, но, тем не менее, не успели».