Дмитрий Таевский, БАБР.RU

© Babr24.com

РасследованияРоссия

9296

08.04.2007, 09:54

Блеф Благодатного огня

7 апреля в храме Гроба Господня в Иерусалиме сошел Благодатный огонь. По мнению верующих, этот эффект наблюдается на протяжении двух тысячелетий единственный раз в году, в канун Пасхи, хотя на самом деле долгий период мусульманоского владычества Благодатный огонь не сходил.

Благодатный огонь символизирует нерукотворный свет Воскресения Христова. В тот же день он был доставлен в Москву, на пути следования кортежа - на Киевском шоссе и Ленинском проспекте - перекрыто движение автомобильного транспорта.

Уже в конце XIX века, среди видных православных деятелей и учёных преобладала скептическая позиция в отношение чудесной природы Благодатного огня. Их мнение подытожил известный священник А.А,Дмитриевский: "Некогда праздник огня при гробе Господнем соединялся непосредственно с пасхальною заутренею, но вследствие некоторых беспорядков, случавшихся при этом торжестве, по требованию местной власти он был перенесен к предшествующему дню."

Другой известный православный деятель дореволюционной России Н.Д. Успенский вспоминал:

"В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в великую субботу есть огонь неблагодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою. Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2500000 пиастров), а в случае лжи, пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемыхпоклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский еппископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня. Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба. Мы,- продолжал он, уведомили патриарха Афанасия, жившего тогда в Царьграде, о домогательстве Ибрагима паши, но в своем послании к нем написали вместо "святый свет",- "освященный огонь", Удивленный этой переменою, блаженнейший старец спросил нас: "почему вы иначе стали называть святый огонь?". Мы открыли ему сущую правду, но прибавили, что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады все-таки есть огонь священный, получаемый с места священного".

В наше время, пожалуй, единственным крупным православным критиком Благодатного огня является опальный для РПЦ священник, доктор исторических наук, кандидат богословия, Александр Мусин.

Для ожидания благодатного огня внутрь Кувуклия входят два священника. Обычно это патриарх греческой православной церкви и представитель Армянской Апостольской церкви. Другими словами у ААЦ есть свидетель, который ежегодно непосредственно видит, что происходит внутри Кувуклии, т.е. месте где появляется огонь.

Что говорят представители армянской церкви?

Свидетельствует игумен монастыря Св. Архангелов (ААЦ), который 9 лет присутствовал на церемонии, и лично знакомом с теми священниками ААЦ, которые входили внутрь Кувуклия:

"К часу дня двери Гроба запечатывают воском. Где стоят 2 священнослужителя: армянин и грек. К двум часам, открывают двери и греки вносят туда закрытую (зажженную) Лампаду и кладут на Гроб. После чего начинается крестный ход греков вокруг Гроба, на 3 круг к ним присоединяется армянский архимандрит и вместе продвигаются к дверям. Первый заходит греческий патриарх а за ним армянин. И оба входят в Гроб, где оба став на колени вместе молятся. После первым свечи от зажженной лампады зажигает грек, а потом армянин. Оба идут и подают свечи народу через отверстия, первым из гроба выходит грек, а за ним армянин, которого на руках несут в нашу игуменскую."

Таким образом, нам прямым текстом заявляют, что огонь возжигают от лампады, которую вносят непосредственно перед входом патриарха.

Паломница IV века, упоминая о вечерней службе пишет:

"В девятый же час (что мы называем вечерней), - пишет эта паломница, - все собираются в храм Воскресения, зажигаются все лампады и свечи и делается большой свет. А огонь не приносится извне, но подается из внутренности пещеры, где денно и нощно горит неугасимая лампада, то есть, внутри преграды".

Мусульмане, имевшие возможность наблюдать схождение Божественного огня в период своего владычества в Иерусалиме, сообщают (Ибн-ал-Каланиси, ум. 1162):

"Когда они находятся на Пасху там… то вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом. он обладает ярким светом и блестящим сиянием. Они ухитряются провести между соседними лампадами натянутую железную проволоку наподобие нити, непрерывно идущую от одной к другой, и натирают ее бальзамовым маслом. скрывая это от взоров. пока нить не пройдет ко всем лампадам. Когда они молятся и наступает время нисхождения, открываются двери жертвенника; а они полагают, что там колыбель Исы, да будет ему мир, и что оттуда он поднялся на небо. Они входят и зажигают много свечей, а в доме от дыхания множества народа становится жарко. Кто-нибудь из стоящих старается приблизить огонь к нити, он зацепляется за нее и переходит по всем лампадам от одной к другой, пока не зажигает все. Кто смотрит на это, думает, что с неба сошел огонь зажглись лампады."

Примерно то же самое сообщает и ал-Джаубари (ум. 1242):

"А дело в том, что эта лампада величайший из фокусов, устроенных первыми поколениями; я разъясню его тебе и открою тайну. Дело в том, что в вершине купола есть железная шкатулка, соединенная с цепью, на которой подвешена. Она укреплена в самом своде купола, и ее не видит никто кроме этого монаха. На этой цепи и есть шкатулка, внутри которой пустота. А когда наступает вечер субботы света, монах поднимается к шкатулке и кладет в нее серу [60] на подобие "санбусека" [61], а под ней огонь, разсчитанный до того часа, когда ему нужно нисхождение света. Цепь он смазывает маслом бальзамового дерева и, когда наступает время, огонь зажигает состав [62] в месте соединения цепи с этой прикрепленной шкатулкой. Бальзамовое масло собирается в этой точке и начинает течь по цепи, спускаясь к лампаде. Огонь касается фитиля лампады, а он раньше бывает насыщен бальзамовм маслом, и зажигает его. Уразумей же все это."

Ибн-ал-Каланиси: "…чтобы огонь къ нимъ дошелъ по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений изъ него, а его свойствомъ является возникновение огня при соединении съ жасминовымъ масломъ, онъ обладаетъ яркимъ светомъ и блестящвмъ сияниемъ. …".

Если опустить некоторые, сомнительные подробности описания Ибн-ал-Каланиси, то из этих трёх описаний можно сделать следующую простую схему получения огня, о которой подозревали мусульманские критики. В Кувуклии, скорее всего в её куполе, была запрятан зажженная свечка (или нечто более сложное, представляющее из себя железный сундук). К свечке подходила шелковая нить (точнее медная проволока и шёлковая нить) или железная цепочка, смазанная горящим веществом. В момент, когда свечка прогорала до места соприкосновения с нитью, огонь переходил на нить и по нити шёл до нужных лампад. Время горения свечки рассчитать нетрудно. Нетрудно и замаскировать горящую свечку внутри Кувуклии. Так как имеется и большое пространство купола, присутствуют ниши, в которых свеча может стоять и спокойно сгорать без риска быть обнаруженной. Кроме того, над самим гробом подвешены на цепочках десятки лампад, и замаскировать ещё одну цепочку не составляет труда.

При обыске, разоблачить такую систему можно только, либо полностью разобрав Кувуклию, либо заранее зная, где находится скрытая ниша.

Вокруг схождения Благодатного огня накручено масса мифов - в частности, то огонь не обжигает в первые минуты своего горения, о самовозгорании свечей в руках паломиков и т.д. Между тем нет ни одного задокументированного свидетельства самовозгорания свечей, нет этого и на каких-либо видео и фото. Что касается необжигающего огня - на этом стоит остановиться подробнее.

Вообще-то огонь на самом деле обжигает - все паломники отмечают, что у них оказываются опаленными брови и волосы. Но добиться этого эффекта несложно даже в домашних условиях - к примеру, огонь от газовых горелок тоже практически не обжигает, и им можно "умываться". Любопытно, однако, что цвет Благодатного огня зеленоватый - что может получаться при горении, например, борноэтилового эфира или смеси эфира с марганцовокислым калием.

Впрочем, если мозг считает, что ожога быть не должно, то его и не будет. А чтобы мозг так считал, его надо вогнать в состояние транса, чему способствует вся обстановка в храме - толпа, духота, монотонные молитвы (очень не похожие на привычные русско-православные, зато похожие на восточные мантры), беснования арабских мальчиков, беготня по храму с этим огнем - в общем, нужно очень сильно сопротивляться, чтобы не поддаться общему настрою, а православные не сопротивляются, а наоборот, отдаются ему всей душой.

Возникает вопрос: почему же "чудо" Благодатного огня до сих пор не было разоблачено? Очень просто: это никому не выгодно. Благодатный огонь собирает сотни тысяч паломников, а это - колоссальные доходы. Напрямую об этом свидетельствуют все те же мусульмане:

ал-Джаубари:

" Ал-Мелик ал-Мауззам, сын ал-Мелика ал-Адиля вошёл в церковь Воскресения в день субботы света и сказал монаху, (приставленному) к ней: "Я не уйду, пока не увижу, как сходит этот свет". Монах сказал ему: "Что приятнее царю: это богатство, которое стекается к тебе таким способом, или знакомство с этим (делом)? Если я открою тебе эту тайну, тогда правительство лишится этих денег; оставь же её скрытой и получай это большое богатство" Когда же правитель услышал это, он понял скрытую суть дела и оставил его в прежнем положении."

Примерно о том же говорят и русские профессора Дмитриевский и Олесницкий:

"Зато в Иерусалиме и Палестине этот праздник принадлежит не православному только населению: в нем принимают участие все местные жители, не исключая и мусульман. Семейный очаг немыслим без согревающего и освещающего элемента, а этот последний источается для всей Палестины от святого гроба. Это чувствует все население, и не может не чувствовать, потому что Палестина питается почти только теми дарами, которые приносятся ей поклонниками святого гроба из Европы. Таким образом, праздник гроба Господня есть праздник счастия и благосостояния страны. Не удивительно, что местные жители имеют целый круг поучительных сказаний о святом огне и его чудесных свойствах, и что в обстоятельствах, сопровождающих освящение огня (в его цвете, яркости и проч.) народ видит признаки счастливого или несчастливого лета, плодородия или голода, войны или мира."

Вряд ли к этому можно что-либо добавить...

Дмитрий Таевский, БАБР.RU

© Babr24.com

РасследованияРоссия

9296

08.04.2007, 09:54

URL: https://babr24.info/msk/?ADE=37030

bytes: 11808 / 11808

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Расследования" (Россия)

Квадробинг: откуда ушки растут. Разбор Бабра

До осени 2024 года мало кто в России знал термин «квадробинг». Однако после того, как депутаты Госдумы поставили вопрос о запрете этого подросткового увлечения, термин и само явление получили широкое распространение, тут же подхваченное СМИ и, главное, производителями атрибутики для квадробинга.

Максим Бакулев

РасследованияМолодежьОбществоРоссия

20853

16.10.2024

Российский КВН: «аполитичная» политическая игра после Маслякова

В связи с кончиной экс-ведущего КВН Александра Маслякова появился хороший повод вспомнить о том, как зарождалась эта игра, почему её не раз запрещали, и при чём тут Масляков. Многие считают (и называют) Александра Маслякова создателем КВН, её родоначальником и бессменным ведущим.

Лера Крышкина

РасследованияОбществоПолитикаРоссия

21687

16.09.2024

Инсайд. На повестке новый виток экспансии Курчатовского института

На повестке новый виток экспансии Курчатовского института. Если кто-то не в курсе, на днях президент НИЦ Курчатовский институт Михаил Ковальчук сходил к президенту России и попросил себе ещё семь научных институтов в дополнение к уже поглощённым.

Василий Чайкин

РасследованияНаука и технологииРоссия

24359

12.07.2024

Терроризм: тайная и явная война

Теракт в московском «Крокус Сити Холле» в очередной раз обострил вопрос: кто такие террористы и зачем они совершают теракты. Ответ на этот вопрос этот не так прост, как может показаться на первый взгляд.

Леонид Улих, социальный эколог

РасследованияТерроризмПолитикаРоссия

75194

24.03.2024

Инсайд. Материнский капитал в России не работает?

Зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин считает, что действующая в России программа материнского капитала мало помогает в повышении рождаемости. По мнению политика, основными бенефициарами госпрограммы являются структуры, мало связанные с материнством и детством.

Василий Чайкин

РасследованияОбществоРоссия

23070

09.03.2024

Евгений Мельгунов: кто ответит за безопасность?

На прошлой неделе в СМИ просочилась новость о едва избежавших столкновения двух самолетах в небе над Омском. Вечером 15 февраля чудом разошлись Ан-72 и Ил-76. Сообщалось о своевременных действиях авиадиспетчеров, которые предотвратили происшествие. Но как они в принципе допустили сближение бортов?

Николай Головин

РасследованияТранспортРоссия Иркутск

37273

20.02.2024

Инсайд. "Русский Стоунхендж": когда псевдоучёным пора к психиатру

В середине января 2024 года российские СМИ облетела новость: на юге Кузбасса около посёлка Камушки некие "геологи" во главе с Георгием Сидоровым открыли "русский Стоунхендж" - стену из нагроможденных друг на друга камней якобы искусственного происхождения.

Василий Чайкин

РасследованияНаука и технологииРоссия

45466

20.01.2024

Инсайд. Два вопроса, которые ставит перед системой и обществом дело Баязитовой и Архаровой

5 лет для журналиста Александры Баязитовой и 4,5 года для медиаменеджера Ольги Архаровой по – как всем очевидно – выдуманному делу о вымогательстве у топ-менеджера ПСБ Ушакова (Ушаков, скорее всего, сам уже проклял тот день и час, когда написал заявление) – ставит перед обществом и властью ряд ...

BRIEF. Винокурова.

РасследованияИнтернет и ИТРоссия

50340

28.11.2023

Реорганизация ИНЦ и создание ФИЦ – цена двуличия Красникова и шкурные интересы политиканов

Президент РАН академик Геннадий Красников 4 августа провёл совещание в Иркутском филиале СО РАН. Андрей Иванов, продвигающий эту тему, выступил с докладом по поводу создания ФИЦ. Геннадий Красников раскритиковал концепцию создания ФИЦ на базе ИНЦ и ИрИХ.

Роман Русских

РасследованияНаука и технологииСкандалыИркутск Россия

58411

15.09.2023

Выгода vs сохранение Байкала. Ликвидация отходов БЦБК сдвигается

Федеральный экологический оператор за три года отмывания бюджетных средств до сих пор не определился со способом утилизации лигнина на бывшем БЦБК. Теперь эксперты гадают, как утилизировать отходы.

Анна Моль

РасследованияЭкономика и бизнесЭкологияИркутск Байкал Россия

57225

08.09.2023

С «Байкала» в Чехию – исход Владимира Матиенко предсказан

Известный на всю Россию директор спортивной школы олимпийского резерва «Сибскана», президент Федерации хоккея с мячом Иркутской области, Федерации конькобежного спорта Иркутской области, учредитель и руководитель ряда других организаций, включая региональные СМИ, Владимир Матиенко вот уже который ...

Анна Амгейзер

РасследованияСпортСкандалыИркутск Россия

38150

04.08.2023

Дело врача Михаила Лукашова. Без вины виноватый ли?

Медицинская общественность и масс-медиа Томска обсуждают очередной скандал. Перед судом предстанет экс-глава ОКБ Михаил Лукашов. На этот раз ему инкриминируют злоупотребление должностными полномочиями. Почему на этот раз?

Алексей Серебряный

РасследованияСкандалыКриминалРоссия

27929

21.07.2023

Лица Сибири

Кабатов Денис

Семенов Евгений

Павлова Лариса

Цыренова Екатерина

Воронов Денис

Константинов Евгений

Ильиных Сергей

Магомедов Теймур

Козак Игорь

Лаврова Светлана