Рок несогласных
Юрий Шевчук поучаствовал в "Марше несогласных" в Санкт-Петербурге. Это можно считать ответом на митинг-концерт на Красной площади, где рокеры дружно выступили вместе с Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым.
Это первый за долгое время случай, когда лидер группы ДДТ принял реальное участие в политической акции. Свои убеждения он довольно часто обнародует в интервью — отношение к нынешней российской власти он весьма конкретно сформулировал еще в 2001 году в простой песенной строчке: "Путин едет по стране, а мы по-прежнему в говне". В принципе этого было достаточно. Но он вышел на улицу вместе с Михаилом Борзыкиным, лидером группы "Телевизор", который регулярно участвует в оппозиционных митингах и не представляет себе, как можно быть в оппозиции только в песнях и при этом не "подставлять голову под дубинки" (см. "Ъ" от 16 января). Скорее всего, последней каплей для предводителя ДДТ стало участие в митинге на Красной площади 2 марта целого ряда музыкантов, которых традиционно называют "рокерами".
Выход "Чайфа", "Машины времени", "Сплина", "Би-2" и "Ночных снайперов" на сцену перед участниками прокремлевских молодежных организаций стал, безусловно, знаковым событием. Они и до 2 марта не особо сторонились власти — выступали на закрытых вечерах, поили высоких гостей чаем на репетициях, обсуждали в теплой дружественной обстановке перспективы рок-движения. Можно также вспомнить и туры вроде "Голосуй или проиграешь!" — тогда те же "Чайф" со "Сплином" тоже поддерживали действующую власть. Однако тогда была реальная альтернатива. Их поддержка работала на одну из по-настоящему противоборствовавших сторон. И это было понятно.
Что же касается вечера 2 марта, то здесь есть принципиальное отличие. Концертная площадка была фактически съемочной — с артистами и массовкой. Здесь по давно прописанному сценарию снимали сюжет для программы "Время". Артистам не нужно было особенно напрягаться. Александр Васильев пел "Мое сердце остановилось", на экранах с огромным отрывом побеждал новый президент, камеры исправно фиксировали триумф. Всех все устраивало.
Именно выступление групп на Красной площади в вечер после выборов практически сделало отечественный рок государственной, официальной культурой. Вкупе с выступлением Deep Purple на 15-летии "Газпрома" и расписанной в красках встречей Дмитрия Медведева с "Машиной времени" в Барнауле послевыборный концерт рок-героев в компании поп-звезд вроде "Любэ" и певицы Максим должен был знаменовать собой окончательную и бесповоротную утрату роком последних капель оппозиционности, пусть неуклюжей, пусть гипотетической, но все же существовавшей и в песнях, и в образе жизни этих людей.
Решение Юрия Шевчука выйти на передний край выглядело попыткой помешать власти манипулировать публикой при помощи слова "рок". Один из немногих подлинно популярных рок-артистов не просто назвал прошедшие выборы "беспределом", а московских митинг-рокеров — "разносчиками культуры" в противовес ее "носителям". Он очень четко дал понять: и без того далекая от единства рок-сцена теперь самым очевидным образом расколота надвое. Теперь все будет по-другому. И как ни странно, теперь стало интереснее. В рок-н-ролле впервые за долгое время появилась интрига. Будут ли в Москве запрещать концерты ДДТ, как запрещали концерты "Ленинграда"? Будут ли питерские стражи порядка разгонять публику на концертах "Телевизора", как они разогнали ее на вечере памяти Егора Летова? Короче говоря, вот теперь-то и станет ясно, кто чего стоит. Кто люди, а кто марионетки в ловких и натруженных руках.
Борис Ъ-Барабанов