За что лишили сана епископа Чукотского
Архиерейский Собор Русской православной церкви лишил сана скандально известного епископа Чукотского и Анадырского Диомида «за раскольничество и непослушание священноначалию». Если Диомид покается, решение Собора не вступит в силу.
Сторонники опального епископа, 24 июня подравшиеся с представителями прокремлевского движения «Наши», называют решение Собора «бесчестным и бесчеловечным», а также унижающим Чукотку.
Епископ Диомид известен как один из самых яростных критиков Русской православной церкви. Он и его сторонники призывают РПЦ отказу от диалога с властями, протестуют против введения ИНН и паспортов нового образца, а также хотят запретить мобильную связь. (При этом большая часть воззваний Диомида распространяется через интернет). Сторонники епископа – самая консервативная часть православных. Именно они громили выставки в Сахаровском центре,приходили бить участников гей-парада в Москве, дрались с «нашистами». Диомида приглашали на Собор, но он не приехал, сославшись на болезнь. Тогда решение о лишении сана условно приняли без него.
Позицию Архирейского собора Русской православной церкви, разделяет профессор Московской духовной академии, отец Андрей Кураев:
«В течение почти 20 лет предпринимаются довольно систематические усилия по расколу церкви, достаточно тонкие усилия. То есть чтобы спровоцировать массовый раскол в России, его надо вести под лозунгами крайне правыми. Например, раскол XVII века показывает, что надо клясться в верности старине, и тогда есть надежда на то, что какая-то народная толща тебя расслышит. Но чтобы людей настроить на раскол, для этого нужно еще пустить в массы идею о том, что сейчас последние времена и время Антихриста пришло. Я думаю, что последней каплей, переполнившей меру терпения патриархии, была история с пензенскими закопанцами. Стало понятно, что это не просто внутрицерковные дискуссии, не просто какие-то странности мировосприятия у тех или иных церковных людей, а эти странности могут ломать реальные человеческие жизни и судьбы. Два трупа, в конце концов».
Епископа Диомида лишили сана условно, с оговоркой «если он не раскается». Андрей Кураев полагает, что священнослужитель раскается – «потому что все-таки он хороший человек, любящий церковь, православный». Кураев выразил надежду, что Диомид сможет сделать правильный выбор «между игрой в политиканство и пребыванием в православной церкви».
Не видит большой беды Андрей Кураев и в том, что Диомида лишили сана в его отсутствие, поскольку решение это не окончательное.
Религиевед, доцент центра сравнительного изучения религии РГГУ Борис Фаликов считает, что лишение сана епископа Диомида не приведет к расколу Русской православной церкви:
«Во всем это деле есть еще один любопытный поворот. Дело в том, что среди всех этих заявлений епископа Диомида, довольно странных и диковинных для светского сознания, содержалась и одна довольно здравая идея о необходимости того, чтобы был создан Поместный собор. Потому что в церкви преобладает, если так можно выразиться, управленческая вертикаль - все решается Архиерейским собором. Простые клирики и миряне во всем этом участия не принимают, то есть тут он говорит о необходимости внутрицерковной демократии. Но к каким-то серьезным расколам внутри церкви все это не приведет».
Ведущий программы РС «С христианской точки зрения» Яков Кротов полагает, что лишение сана Диодмида – событие, лишний раз подтверждающее «что антиправовое сознание глубоко проникло даже в церковь. Судить епископа без его присутствия запрещено церковными канонами. Собор грубо нарушил каноническое право».
Кроме того, Кротов считает, что нельзя лишать сана за взгляды, даже крайние: «Он просто сказал то, что думает. Я уверен, что большинство членов Архиерейского собора антисемиты, большинство из них монархисты, большинство ненавидит современный мир. Только они молчат и делают карьеру. В этом смысле лишение сана епископа Диомида - вовсе не победа каких-то прогрессивных сил над мракобесом, а очередной шаг по пути превращения части русского православия, возглавляемой этими архиереями, в такое православие брежневского типа. То есть думай, что хочешь, только не вылезай. Кончается это трагично не всегда для структуры, но всегда для отдельных носителей такой психологии».
Сторонники епископа Диомида, не согласные с решением Архиерейского собора, выразили протест. Они организовали так называемые молитвенные стояния у храма Христа Спасителя, в них участвуют в основном пожилые женщины. Они стоят с хоругвями и иконами, поют «Царю небесный» и осеняют прохожих крестными знамениями. А до этого сторонники Диомида ворвались на пресс-конференцию по итогам работы Собора и кричали, что владыка Диомид - истинный пастырь.