Полицейское православие
В случае победы митрополита Кирилла на патриарших выборах его противников будут "зачищать" так же жестоко, как "зачищают" сейчас нацболов и прочих "несогласных"...
25 января прошло первое заседание Архиерейского собора. В стенах храма Христа Спасителя две сотни архиереев тайным голосованием решали, кто же будет теми тремя кандидатами, из которых 27 января Поместный собор изберет нового патриарха. А за его пределами две сотни юных активистов православного корпуса движения "Наши" пришли поддержать фактически одного из этих кандидатов. "Предвыборный штаб" митрополита Кирилла (Гундяева) позаботился, чтобы все участники Архиерейского и Поместного соборов почувствовали, кто тут хозяин.
Весь храм Христа Спасителя был оцеплен по периметру милицией и дружинниками. Никого за ограждение не пускали, кроме, разумеется, "Наших". Они организовали пикеты у памятника Фридриху Энгельсу (силуэт атеиста и сподвижника Маркса неплохо с ними сочетался) у самого входа в зал церковных соборов (сбоку от главного входа в храм) и у набережной (задняя сторона храма).
Если пикет у памятника Энгельсу был ориентирован, скорее, на случайных прохожих и на прессу, то пикет у входа в зал церковных соборов, расположившийся далеко за оцеплением, имел в виду другую аудиторию. Митрополит Кирилл (Гундяев) недвусмысленно дал понять епископам и митрополитам, идущим с литургии на заседание Архиерейского собора: у него есть связи с милицейским начальством, он может в нужный момент мобилизовать своих сторонников. Так что лучше, владыки, сразу голосуйте, за кого нужно...
А то, что у патриаршего местоблюстителя отлажено взаимодействие как минимум с властями Москвы и с милицией, сомнений быть не может. Как объяснить иначе, что сторонникам митрополита Кирилла (к "нашистам" присоединились также члены Союза православных хоругвеносцев) разрешили провести сразу три пикета, а всем остальным пикеты ни в этот, ни в последующий дни не разрешили, хотя соответствующие уведомления и подавались?
Руководители "Наших" действовали по отработанной схеме, свезя на автобусах провинциальную молодежь (из Липецка, Брянска, Воронежа и др.). Накрашенные девицы и пареньки в спортивных костюмах зачастую даже не знали, для чего их сюда привезли. "А в автобус когда?" – "Полвторого". – "Че так поздно? Ну, ниче, зато бутерброды в одиннадцать будут давать", — громко переговаривались они, устав стоять на промозглой площади.
У автобусов суетился Борис Якеменко, глава православного корпуса и брат прежнего лидера "Наших" Василия Якеменко. Он раздавал привезенным "активистам" значки с эмблемой движения.
Именно к Борису Якеменко митрополит Кирилл обратился полтора года назад с просьбой о создании православного корпуса. Произошло это сразу после ложного слуха о смерти патриарха Алексия II. Митрополит Кирилл перепугался: слишком слабы были его позиции в случае возможных патриарших выборов. А православный корпус должен был его подстраховать, противостоя всем недовольным персоной митрополита. С этой же целью — не допустить во время выборов попадания власти в "не те руки" и шельмовать несогласных – были созданы "Наши", "Молодая Гвардия" и т.д. за два-три года перед последними парламентскими и президентскими выборами.
Митрополит Кирилл является не столько священнослужителем, сколько политиком. Политиком путинской закваски. Поэтому он без зазрения совести решил применить в церковной жизни кремлевские политтехнологии, отработанные в ходе борьбы с "оранжевой угрозой".Так что православный корпус был создан вовсе не для того, чтобы всего лишь раздавать крестики прохожим на улицах, чем "православные нашисты" занимались до этого момента.
У храма Христа Спасителя был применен и богатый опыт взаимодействия милиции с "нашистами", накопленный при проведении политических акций. Милиция немедленно удаляла с территории, прилегающей к храму, всех, кто не имел опознавательных знаков (значков и бейджиков) сторонников митрополита Кирилла и был похож на несогласных с ним.
Так, грубо и жестко дружинники и милиционеры загнали обратно на станцию метро "Кропоткинская" группу из тридцати пожилых женщин, приехавших из Украины поддержать митрополита Климента (Капалина). Никаких плакатов и атрибутики у них не было. Они хотели просто помолиться, не переходя за ограждение. "Как же вы за единство Святой Руси, если вы против местоблюстителя, а он как раз и есть хранитель единства!" — кричал какой-то милицейский начальник. Так что усвойте: теперь несогласие с митрополитом Кириллом воспринимается милицией уже как нарушение правопорядка.
В июле прошлого года, во время Архиерейского собора все желающие в течение четырех дней проводили у храма молитвенные стояния, но никто им не препятствовал. Тогда патриархом был Алексий II. При патриаршем местоблюстителе митрополите Кирилле порядки изменились. Можно только гадать, какими станут эти порядки, если Гундяева все-таки выберут патриархом. Тут надо учитывать, что уже сейчас недовольных митрополитом разгоняет милиция, блокируются сайты, осмелившиеся его критиковать.
Думаю, всех пытающихся оспорить курс патриарха Кирилла будут "зачищать" не менее жестко, чем "зачищает" сейчас оппозицию Кремль. ОМОН, ФСБ, все возможные средства будут брошены против тех, кто попытается оппонировать патриарху Кириллу. Будут запрещать и разгонять пикеты (уже сейчас все мероприятия на религиозную тематику в префектуре ЦАО требуют согласовывать с патриаршей резиденцией в Чистом переулке), выкидывать с помощью милиции из монастырей монахов, недовольных Кириллом (а таких очень много). В придачу к полицейскому государству грядет и "полицейское православие".
Но если за пределами храма Христа Спасителя митрополит Кирилл имеет все возможности "зачищать" "несогласных", то в стенах зала церковных соборов он пока лишен этой возможности. Пока. В итоге из 197 бюллетеней (всего участников Архиерейского собора должно было быть 202, но четыре из них не приехали по различным причинам, еще один бюллетень признан испорченным) 97 было подано за митрополита Кирилла. 32 архипастыря проголосовало за митрополита Калужского и Боровского Климента (Капалина), третье место (16 голосов) досталось митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету (Вахромееву). Таким образом, Поместный собор будет выбирать именно из этих кандидатур.
За других кандидатов голосовали 52 архиерея. Исход Поместного собора зависит от того, кого поддержат они. Но в любом случае можно прогнозировать, что голосование на Поместном соборе пройдет как минимум в два тура: митрополиту Кириллу не удалось набрать 50 процентов голосов на Архиерейском соборе, не удастся ему набрать сразу больше половины голосов и на Поместном соборе, так как в монашеской, например, среде Кирилла не любят (напомним, что на Собор поехало по одному монаху, мирянину и священнику от каждой епархии).
Если Поместный собор и выдвинет какого-то дополнительного кандидата, думаю, он отсеется в первом же туре: едва ли найдется кандидат, который не прошел в тройку на Архиерейском соборе, но вдруг сможет составить серьезную конкуренцию на Поместном. Что касается третьей кандидатуры в тройке, то она не принципиальна и, скорее всего, тоже отсеется на первых этапах голосования. То, что митрополит Филарет занял на Архиерейском соборе третье место, – чистая случайность. С тем же успехом мог бы занять его и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), который отстал от него всего лишь на три голоса. Это никак не изменило бы расклад сил.
В итоге все равно участникам Поместного собора предстоит сделать выбор между митрополитом Кириллом и митрополитом Климентом. Первый на Архиерейском соборе набрал в три раза больше голосов, чем второй. Но если сложить все голоса, которые не получил Кирилл, их окажется 100 – против тех 97, которые отдали за Кирилла. Думаю, примерно такой (в численном соотношении) расклад будет и на Поместном соборе. Даже тем, кто не хотел голосовать за митрополита Климента, придется делать выбор между ним и митрополитом Кириллом. Здесь наверняка предполагать ничего нельзя: соотношение сил равное.
В итоге патриарх будет выбран с незначительным перевесом голосов. Поэтому особенно важным становится подсчет голосов. Учитывая, что количество бланков неограниченно, так как неизвестно, сколько туров будет в голосовании, заполнить чистые бюллетени нужным образом и подменить ими часть бюллетеней конкурента – вопрос ловкости рук… Остается надеется, что фальсификацию удастся предотвратить. Но это будет непросто: например, на этом Архиерейском соборе бюллетени подсчитывали почему-то в закрытом режиме, хотя на предыдущих соборах подсчет происходил прямо в зале заседания.
Так как расклад сил примерно равный, то и заседания Поместного собора будут протекать довольно жестко. Уже поступает информация, что некоторые делегаты, которые понимают, что им все равно не дадут выступить, попытаются пронести в зал заседаний мегафоны и с их помощью донести свою позицию. Предвидя, что дискуссии могут зайти далеко, организаторы Собора обещают глушить в храме Христа Спасителя сигналы мобильной связи, чтобы изолировать его участников от внешнего мира.
Ну а внешний мир уже отдан на откуп "православным нашистам", которые проведут под стенами храма Христа Спасителя все дни Собора, являя собой будущее Русской православной церкви на ближайшие лет двадцать. Хотя пока еще есть надежда, что его удастся избежать…