Театр-2016: Редкий представитель авангарда. «Король умирает» на иркутской сцене

В прошлую среду, 11 мая, на другой сцене иркутского драматического театра им. Охлопкова прошел спектакль «Король умирает». Случай исключительный: из посредственной пьесы выжали максимум.

Эжен Ионеско написал пьесу «Король умирает» когда ему было немногим за пятьдесят, в 1962 году. Именно на 60-ые годы, как принято считать, приходится новый этап развития его драматургии. Отсутствие четкого хронологического рубежа компенсируется хорошо прослеживаемой тенденцией – Ионеско ослабляет провокативное начало абсурда и пробует сделать его более доступным и ясным. Разумеется, главным образом, это коснулось драматического диалога. Появился нерв. О логической осмысленности речи его персонажей говорить по-прежнему неуместно, но впервые чувствуется, что главные герои хотят быть услышанными.

Художественный метод Ионеско, однообразный и все-таки скучный, в «Короле» обретает невыносимо пошлый тон. Его козырем становится извлечение трюизма, как откровения, как претензии на безраздельную власть абсурда. При этом, опасаясь быть пойманным на очевидных клише, Ионеско предпринимает попытку как можно скорее саморазоблачиться. Устами собственных героев он дает убийственную (якобы) характеристику собственной банальщине, называя ее то «общим местом», то «софизмом», то «литературой».

В качестве иллюстраций.

Осознав, что умирает, Король говорит:

«<…>Войдите в меня вы – другие. Станьте мною. Влезьте в мою шку-ру. Я умираю. Вы слышите? Я хочу сказать, что я умираю, но не могу это выразить. У меня получается все слишком литературно.

Доктор. Все эти речи недостойны записи. Ничего нового».

Эта цитата наиболее характерна главным образом потому, что речь в ней идет о ведущей теме пьесы – переживании смерти.

Манера построения диалога чрезвычайно груба и неоригинальна. Явственно ощущается оглядка на публику, желание сработать на опережение, то есть последующей репликой предупредить справедливо мелькнувшее в уме у зрителя возражение.

«Мария (Королю). Государь! Пока ты здесь, смерти нет. Когда она придет, тебя уже не будет. Ты с ней никогда не встретишься.

Маргарита. Старый надоевший софизм. Смерть всегда была здесь. Она сопутствовала тебе со дня рождения. Жить — значит умирать.

Мария (Маргарите). Это тоже всем извест¬ное общее место.

Маргарита. Это первая истина и последняя. Не так ли, доктор?

Доктор. Обе формулы истинны. Все зависит от точки зрения». (перевод Ольги Ильинской).

Этот отстранённый, холодный тон речи, намеренное ее упрощение и контрастное схлестывание, - очевидно, что все это, согласно авторскому замыслу, должно дать анатомический срез ужаса, обнажить и явить экзистенциальные поиски. Беда в том, что в этой диалектической жиже нет борьбы противоположностей – пространство пусто, опереться не на что. Как результат, все оборачивается избитым парадоксом: жизнь – первопричина смерти. Да и еще с последующим в скобках замечанием: (абсурд!) - услужливая подсветка холостого хода мысли.

Как ни странно, но после вышесказанного, идти на спектакль «Король умирает» нужно. У сценического воплощения пьесы множество достоинств. Кроме того, хочется верить, что «Король умирает» начнет новую для наших подмостков тенденцию – введение в постоянный репертуар авангардной драмы.

Можно сказать, что сценография «Король умирает» ставит своей задачей вызвать чувство дискомфорта. Болезненное, желтое освещение умирающей лампы. В трех местах сценическое пространство проткнуто трубами вентиляции. Пол обшит листовой сталью – жести ждешь подсознательно. Звуки начала спектакля – скрежет металла – усилят первое впечатление.

Любопытно решение обустроить всю сцену как подвал. В сценографии вообще заметен последовательный и вдумчивый подход. Предметы расположены органично и в соответствии с обстановкой. В качестве примера, здесь следует сказать, пожалуй, о самом броском элементе декорации – королевском «троне». Это потрепанный офисный стул, в мякоть спинки которого вгрызлись заклепки по контуру геральдической лилии. И это единственное, что выдает в нем принадлежность к монаршей атрибутике. Внимательный зритель заметит, что главное символическое значение этого стула скрыто отнюдь не в смирительных ремнях, а в небезопасной степени его наклона в тот момент, когда король откидывается на спинку всей мощью своего тела – неустойчивость его положения продемонстрирована наглядно, на физическом уровне.

Неоспоримое и самое весомое достоинство постановки это – мощный актерский состав. Здесь каждый актер играет безупречно. Найден очень тонкий баланс между персонификацией идеи образа, его достаточно высоким уровнем художественной обобщенности и утонченным психологизмом, рельефной конкретикой.

Особо стоит отметить Евгению Гайдукову. Воля режиссера могла бы отобрать у нее все реплики, а она все равно бы держала зал. Такую внушительную демонстрацию силы увидишь нечасто. Гайдукова способна наладить диалог со зрителем посредством одного взгляда. Особенно врезается в память блеск безумия в белках глаз. Крутость нрава ее персонажа подчеркнута костюмом (контрастное сочетание красного с черным) и гримом. Белый тон лица. Резкий росчерк туши под скулами восточного типа дает эффект усиленной выпуклости, напоминая о сходстве с гротескной фарфоровой маской. Макияж губ ужимает их до точки. Словно бы постоянно напряженные и вытянутые для поцелуя они ждут ответной реакции со стороны любимого – короля Беранже I. На этот намек он не ответит ни разу.

Игорь Чирва играет главную роль. И это необычайное по мощи воздействия исполнение. Чувствуется уверенная работа с классической актерской техникой (внешней и внутренней), что обеспечивает содержательность и продуктивность развития образа. При том это не холодная рука скучающего ваятеля, - выразительный характер лепки персонажа выдает порывистость, страстность движений опытного и чуткого мастера.

Более сдержан в своей манере Александр Братенков. Но это продиктовано логикой образа. Братенков назидательно вежлив, сух. О его педантичности иронически-красноречиво говорит раппорт африканских косичек.

Итог

Спектакль «Король умирает» определенно заслуживает самого пристального зрительского внимания. Знакомство иркутян с театром абсурда состоялось более чем успешно.

Фото: Роман Кириченко

Читайте также: Шпаргалка по Ионеско

Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!

Читайте нас в Одноклассниках!

Читайте нас в Телеграме!

URL: https://babr24.info/irk/?ADE=144952

bytes: 7119 / 6375

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Федор Климанов, редактор новостей культуры.

На сайте опубликовано 62 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Почёт от Канн: «Золотые ветви» Мэрил Стрип и Джорджа Лукаса

Дирекция Каннского кинофестиваля объявила лауреатов почётных «Золотых пальмовых ветвей» за вклад в развитие мирового кино. 77-й киносмотр в Каннах пройдёт с 14 по 25 мая.

Филипп Марков

КультураМир

4651

03.05.2024

Такова жизнь... Лучшее от Джерома К. Джерома

Его остроумные повести, рассказы, эссе, новеллы и пьесы переведены на многие языки мира, включая русский, неоднократно экранизировались и ставились на театральных подмостках.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

7436

02.05.2024

Видео дня. «Планета обезьян: Новое царство»: десять дней до проката

Киностудия 20th Century Studios представила финальный трейлер фантастического боевика «Планета обезьян: Новое царство». Новый фильм является четвёртым эпизодом перезапущенной франшизы «Планета обезьян» и сиквелом третьей части «Планета обезьян: Война».

Филипп Марков

КультураМир

6080

01.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «С вечера до полудня», мастер-класс «Брошка-кактус» и концерт «Синдбад-Мореход»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 30 апреля по 5 мая в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

11222

29.04.2024

Премьера, которой не было. Очередная «удача» Музыкального театра

Далеко не первый, но весьма оригинальный казус случился с Отделом работы со зрителями Иркутского музыкального театра, в котором, напомним, не покладая рук трудятся дочь директора театра Татьяны Мезенцевой Анна Коротущенко под неусыпным руководством сестры директора театра Евгении Шагиной.

Филипп Марков

КультураИркутск

9923

29.04.2024

Первая испанка Голливуда. К юбилею Пенелопы Крус

Она стала первой актрисой в истории испанского кино, добившейся мирового признания и безусловного успеха в Голливуде и первой испанкой, удостоенной премии «Оскар».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

8035

28.04.2024

Сибирь театральная минус Иркутск. Улан‑Удэ и Красноярск взяли восемь «Арлекинов» на двоих

Вечером 24 апреля в Санкт-Петербургском Детском музыкальном театре «Зазеркалье» прошла церемония награждения лауреатов XXI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей и подростков «Арлекин».

Филипп Марков

КультураКрасноярск Бурятия Иркутск

22062

25.04.2024

Немеркнущее очарование Ширли Маклейн. К юбилею легенды

Я думаю о своей жизни как о замечательной пьесе, которую я написала сама. Ширли Маклейн «Неприятности с Гарри» Альфреда Хичкока, «Квартира» и «Нежная Ирма» Билли Уайлдера, «Детский час» Уильяма Уайлера, «Гамбит» Роналда Нима, «Язык нежности» Джеймса Л.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

6797

24.04.2024

Видео дня. «Дэдпул 3» и возвращение Росомахи

Кинокомпания Marvel Studios представила первый полноценный трейлер нового супергеройского боевика «Дэдпул и Росомаха» (Deadpool & Wolverine). Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

6420

22.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Беседы королей», спектакль «Последний срок» и литературный час «Васюткино озеро»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 23 по 28 апреля в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы, концерты и литературные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

13481

22.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Рождественские грёзы», концерт «Весенняя рапсодия» и игра «Это просто космос»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 16 по 21 апреля в Иркутске пройдут мастер-классы, игры, спектакли и концерты. Литературно-фольклорный утренник «Не боимся мы Ягу!

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

15457

15.04.2024

Видео дня. Хоакин Феникс и Леди Гага: осеннее безумие в сиквеле «Джокера»

Кинокомпания Warner Bros. опубликовала трейлер музыкального триллера Тодда Филлипса «Джокер: Безумие на двоих» (Joker: Folie à Deux) – сиквела культового фильма 2019 года «Джокер». Вариант с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

5395

10.04.2024

Лица Сибири

Мушникова Анастасия

Лукин Валерий

Морозова Маргарита

Клюев Максим (епископ Максимилиан)

Голышев Валентин

Агапитов Михаил

Ситников Анатолий

Шевченко Яна

Ермаков Иннокентий

Стрельцов Анатолий