Наталья Шапарова

© Babr24.com

ОбществоМир

4987

02.08.2012, 15:26

Ильин день

2 августа (20 июля по старому стилю) – день памяти Илии, одного из величайших пророков Ветхого Завета.

Илия родился за 900 лет до Рождества Христова и был ревностным поборником иудаизма. Когда народ израильский отверг Единого Бога и начал поклоняться Ваалу и Астарте, пророк явился к царю Ахаву и объявил, что в наказание за поклонение идолам страну постигнет страшная засуха – три года не будет дождя и наступит голод. Так и случилось. По прошествии трех лет Илия предложил царю собрать весь народ на горе Кармил и соорудить там один жертвенник от жрецов Ваала, а другой – для служения Единому Богу, сказав: «Призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог». При этом Илия приказал обильно полить дрова на своем жертвеннике водой. Жрецы Ваала целый день взывали к своему богу, но не добились ответа; когда же начал молиться Илия, «ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду». Увидев это, народ вновь уверовал в Истинного Бога; жрецов Ваала Илия казнил, а небо, по молитве пророка, послало обильный дождь. После этого Илия совершил еще много чудес, и в конце концов был живым вознесен на Небеса в огненной колеснице.

В народной традиции Илия Пророк был одним из наиболее почитаемых святых. Так как ветхозаветные легенды связывали его с небесным огнем и животворными дождями, он повсюду считался покровителем плодородия и подателем урожая, а также Громобоем – повелителем гроз. Крестьяне, заслышав гром, говорили: «Илья великий гудит», «Илья-пророк по небу ездит», и верили, что сама гроза происходит оттого, что Илия в своей огненной колеснице с грохотом разъезжает по небу и мечет стрелы-молнии в Змия (сатану) и прочих нечистых духов. Иногда Илию называли «водовозом для всех святых» и объясняли дождь тем, что пророк, развозя воду по небу, расплескал ее. Ему приписывалось и создание «гремячих» (не замерзающих зимой) родников и ручьев: по народным преданиям, такие источники возникают от стрел пророка или от ударов копыт его коня.

У славян Илья-пророк заменил Перуна – древнего бога дождей и плодородия, восприняв не только многие его функции, но и обычный для языческих громовержцев воинственный и гневный характер. Так, Илья-пророк представлялся народу строгим и немилосердным святым, олицетворением гнева Божия. Повсеместно считалось, что он безжалостно уничтожает всю нечистую силу, поражая ее громом и стрелами-молниями. Бесы в панике бегут от него и укрываются в заброшенных постройках, на чердаках, перекрестках и межах, в кронах деревьев, вообще повсюду, куда могут проникнуть. Иногда они превращаются в животных или даже прячутся в людей, если те во время грозы оказались на улице и не соблюдали мер предосторожности. Но грозный Илия, как считали крестьяне, распознает нечистую силу в любом обличье и находит в любом укрытии; при этом вместе с бесами он безжалостно поражает и их окружение, поэтому молния порой сжигает дома и даже церкви, не щадит ни животных, ни людей. Из-за этого поселяне во время грозы не пускали в дом кошек и собак, не выгоняли на пастбища скот, а если гроза застигла на улице – всячески избегали «нечистых» мест (перекрестков, пустырей и пр.) и старались не открывать широко рот (чтобы бес не проник внутрь). Жилище старались оградить от вторжения бесов, для чего окуривали его ладаном или освященной вербой, зажигали четверговую свечу, рисовали над окнами и дверями кресты, раскладывали повсюду обереги.

Особенно строгие запреты соблюдали в Ильин день - один из самых опасных дней в году. В это время избегали всяческой работы, почитая ее за грех; многие даже постились всю Ильинскую неделю, опасаясь, что грозный пророк за непочтение к своему празднику нашлет на поля страшные грозы с проливными дождями, сгноит либо сожжет урожай и сено, спалит избы или поразит грешников молнией. Русские крестьяне уверяли, что «на Ильин день где-нибудь да загорается от грозы», и такие пожары не тушили, считая, что это против воли святого. В Ильин день не ходили в лес и в поля, не выгоняли скот, так как боялись «громового удара», а также нападения волков и змей. Последнее поверье объяснялось тем, что в народном воображении тучи представлялись стаями волков, а змеи соотносились с влагой и молниями; из-за этого Илия считался распорядителем хищников и гадов, и крестьяне говорили, что в день его памяти «открываются волчьи норы» и «гады всюду ходят».

Чтобы умилостивить Илию, в его день нередко служили на полях и в церкви общественные молебны, совершали «по завету» крестные ходы и приносили в церковь «под свято» баранью ногу, пчелиный мед, пиво, ржаные колосья и пр. Кроме того, во многих местах устраивали «братчину» или «мольбу» – коллективную трапезу вскладчину, объединявшую порой жителей нескольких сел. Для братчины варили «мирское» пиво, собирали со всех дворов продукты и непременно закалывали быка, барана или теленка (обычное жертвенное животное для громового божества). Освященное в церкви мясо варили и съедали сообща, а кости разбирали и закапывали в хлеву (чтобы скот не перевелся) или в поле (чтобы хлеб лучше родился). При этом на Русском Севере, у болгар и сербов встречались легенды о том, что в древности жертвенные животные – дикие олени – сами ежегодно выходили к селу в урочный день и подставлялись под нож; позже они перестали приходить, и их заменили домашним скотом.

Ильин день приходился на самый разгар полевых работ и связывался с разными их этапами: в эту пору начинали жатву («Илья жниво зачинает») или заканчивали уборку хлеба («На Илью мужик копны считает»), начинали сев озимой ржи («До Ильи хоть одним зубом подери [пашню]») и оканчивали сенокос («Илья-пророк – косьбе срок»). Ильинское сено считалось самым лакомым для животных, но после этого срока часто идут дожди, мешающие полевым работам; потому и говорили в народе: «до Ильина дня дождь – в закром, а после Ильина – из закрома», «До Ильина дня в сене пуд меду, а после – пуд навозу». С Ильина дня начинали употреблять в пищу многие продукты нового урожая, причем «новину» сперва освящали в церкви, а потом подавали к праздничному столу хлеб и пироги из свежей муки («Петр с колоском, а Илья с колобком»), первый мед и овощи (горох, морковь и др.).

С Ильина дня, по народному наблюдению, лето «поворачивает» к осени: «Илья лето кончает», «На Илью до обеда лето, после обеда осень». С этого времени перестают кусаться и пропадают насекомые, собираются в отлет птицы. Ночи становятся длиннее и темнее: «С Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, а кони наедаются», «Петр и Павел час убавил, а Илья-Пророк два уволок». Постепенно вянет растительность: «Придет Петрок – отщипнет листок, придет Илья – отщипнет и два». Начинается дождливая и ветреная пора, холодает: «Придет Илья – принесет гнилья», «До Ильи и поп дождя не намолит, а после Ильи и баба фартуком нагонит», «До Ильина дня и под кустом сушит, а после Ильи и на кусте не сохнет», «На Ильин день и камень прозябнет». Вода с этого срока уже не годится для купания: «До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается». Крестьяне говорили, что в Ильин день в воду обмакивает рога или копыта олень, либо конь пророка роняет туда подкову, либо сам Илья студит воду («Илья кинул ледьня», «Илья в воду налья»); а еще считали, что в Ильин день купаются только черти и ведьмы, и с этого времени «дьяволы поселяются жить в воде», потому порядочным людям купаться грешно.

Наталья Шапарова

© Babr24.com

ОбществоМир

4987

02.08.2012, 15:26

URL: https://babr24.info/?ADE=107563

bytes: 7376 / 7376

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Наталья Шапарова.

Другие статьи в рубрике "Общество"

На пути к энергетической независимости: о старте поставок оборудования для НПЗ в Монголии

Монголия продолжает укреплять свою энергетическую безопасность. При поддержке индийской компании Megha Engineering & Infrastructures (MEIL) начались поставки оборудования для первого в стране нефтеперерабатывающего завода.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкономика и бизнесМонголия

996

27.11.2024

Права человека в Монголии: о рекомендациях Комитета ООН против пыток

Комитет ООН против пыток (КПП) опубликовал результаты своего анализа положения дел в шести странах, среди которых оказалась и Монголия. Доклад отражает как прогресс, так и проблемы в области защиты прав человека, с которыми сталкивается монгольское общество.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаМонголия

2223

26.11.2024

Телеграм Новосибирска за неделю: проект облбюджета и мэрский вирус

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в новосибирском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 18 по 24 ноября 2024 года включительно. Проект облбюджета Депутаты Законодательного собрания Новосибирской области в первом чтении одобрили проект бюджета региона.

Андрей Игнатьев

ОбществоИнтернет и ИТНовосибирск

873

26.11.2024

Инсайд. Новосибирский миграционный отток населения

Новость о том, что впервые с 2005 года в Новосибирске зафиксировали миграционный отток населения, поразила многих. Все уже привыкли к тому, что население мегаполиса обязательно увеличивается, а о том, что происходит это в основном за счет миграции, предпочитали молчать.

Ярослава Грин

ОбществоНовосибирск

2317

22.11.2024

Блогнот. Как решают проблемы коренных малочисленных народов Севера?

Новости, связанные с жизнью коренных малочисленных народов Севера (КМНС), редко попадают в краевую информационную повестку.

Валерий Лужный

ОбществоПолитикаЭкономика и бизнесКрасноярск

3947

21.11.2024

Транспортное развитие столицы Монголии: в числе проектов канатная дорога

Улан-Батор сталкивается с серьезными инфраструктурными проблемами, ключевой из которых является транспортная перегруженность. Ежедневные пробки, нехватка общественного транспорта и сложности с развитием дорожной сети значительно снижают качество жизни горожан.

Эрнест Баатырев

ОбществоТранспортЭкологияМонголия

8315

21.11.2024

«Морской флот хана Хубилая»: богатая история на одной монете

Выпуск памятной монеты «Морской флот хана Хубилая», посвященной 750-летию первого монгольского вторжения на японские острова, стал значимым событием в монголо-японских отношениях.

Эрнест Баатырев

ОбществоИсторияМонголия

1142

20.11.2024

Инсайд. Чёрный вторник. Томский обзор

Губернатор Владимир Мазур будет держать ответ перед избирателями. Правда, в заранее проработанной форме, с конкретным сценарием и подготовленными вопросами, которые прошли многоступенчатую модерацию – в четверг, 21 ноября, состоится «прямая линия».

Ярослава Грин

ОбществоПолитикаТомск

5623

19.11.2024

Инсайд. «Чайлдфри» больше не будет

Госдума РФ приняла во втором и третьем чтениях законопроект, запрещающий «пропаганду чайлдфри». За документ единогласно проголосовали все 403 депутата.

Николай Головин

ОбществоРасследованияРоссия

4469

19.11.2024

Международная экология: мотоциклы для Бутана от Монголии

Монголия в последние годы активно развивает экологические инициативы, которые выходят за пределы ее границ. Одним из ярких примеров стала программа Rally for Rangers, организованная Монгольским экологическим центром (МЭЦ).

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкологияМонголия

3771

19.11.2024

Телеграм Томска за неделю: уход Руппеля, лишение Ярмоша мандата и поездка Мазура в Узбекистан

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в томском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 11 по 17 ноября 2024 года включительно. Уход Руппеля Николай Руппель покинул пост заместителя губернатора Томской области по строительству и архитектуре.

Андрей Игнатьев

ОбществоПолитикаТомск

10977

18.11.2024

Телеграм Красноярска за неделю. Гвардейцы кардинала и скандальное высказывание «историка» Спицына

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в красноярском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 12 по 17 ноября включительно. Гвардейцы кардинала и Д’Артаньян Часовитин На прошлой неделе местные телеграм-каналы искали в красноярской власти Д’Артаньяна.

Анна Роменская

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

4741

18.11.2024

Лица Сибири

Шестаков Андрей

Константинов Кирилл

Цыденов Баяр

Игнатенко Сергей

Вырупаева Екатерина

Оськина Вера

Калабин Геннадий

Стрельченко Мария

Преловский Владимир

Веселкова Елена