о. Гермоген (Якушев)

© Babr24.com

РелигияМир

7132

30.03.2015, 07:56

ГлаголЪ. Великий пост и его значение для верующих

Братья и сестры!

Сейчас, в середине Великого поста, самое время поговорить о его значении для верующих. Ведь многие считают Великий пост просто ограничением себя в еде, и потому воспринимают его как страдание, как испытание духа и тела.

А это не совсем так.

Великий пост установлен в христианстве как напоминание о том, как Иисус постился в пустыне сорок дней. Именно в память об этом событии мы и соблюдаем сорокадневный пост перед великим праздником Воскресения Христова. Но давайте вспомним, почему Христос постился сорок дней в пустыне?

Вот как говорится об этом в Евангелии от Луки (глава 4):

«Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.
Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.
И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.
Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.»

Из слов евангелиста очевидно, что голодание было далеко не самоцелью Иисуса. Давайте вспомним, что предшествовало удалению Христа в пустыню? Он встретился с Иоанном Крестителем, которого евангелисты называют «глаголом», то есть словом, Божиим, и который проповедовал крещение покаяния для прощения грехов. Именно Иоанн крестил Иисуса, после чего на Иисуса снизошел Дух Святой.

Наутро после крещения Иисус удалился в пустыню. Очевидно, его целью было размышление о происходящем – о крещении, о снисхождении Святого Духа, о своем будущем пути. Не следует забывать, что Иисус, в отличие от Бога-отца, имеет две природы – божественную и человеческую. И, как человек, как каждый из нас, он может подвергаться искушениям и соблазнам.

Серьезные размышления несовместимы с бытовыми заботами: именно поэтому Христос во время размышлений отказался от всего мирского, от всего отвлекающего его от мыслей, в том числе и от еды. На сороковой день к Иисусу вышел Сатана, который, зная о его божественной сущности, предложил ему сотворить хлеб из камней; броситься со скалы и поразить чудом бессмертия своих последователей; поклониться Сатане с тем, чтобы получить полную власть над мирами. В самих этих предложениях нет ничего предосудительного – однако очевидно, что Сатана испытывал силу духа Иисуса.

Давайте в этом месте обратимся к нашей жизни. Мы все знаем, как нужно жить праведно, так, чтобы нами гордились и наши близкие, и наши соотечественники. Мы знаем, что праведная жизнь, чаще всего, несовместима с материальным богатством и достатком. И очень часто мы, оказавшись перед выбором, предпочитаем не самый честный путь, но ведущий к высокому благосостоянию нас и нашей семьи.

Как часто от повышения по службе нас отделяет всего один шажок – и как просто его сделать, написав, к примеру, донос на своего начальника? Как часто мы можем сделать небольшую приписку и получить незаслуженную премию? Кто из нас, найдя на улице кошелек, откажется положить его в свой карман?

Это и есть искушения. Мы видим, как нечестные, недобросовестные люди совершают подлые поступки и при этом живут гораздо богаче нас. И мы думаем: «А почему мы не можем совершить небольшую подлость – зато будем жить гораздо богаче»?

Это и есть голос Сатаны. Это и есть то самое искушение, которое испытал Иисус в пустыне, и которому противопоставил силу Духа.

Однако идут ли нам на пользу эти искушения? Много ли мы знаем примеров того, как подлый, низкий человек, получив незаслуженное богатство, оказывался счастлив? Не богат, не обеспечен, а именно счастлив? Очень мало. И сколько мы знаем примеров того, как скромные труженики, не стремящиеся к неправедным богатствам, счастливы и в жизни, и в семье?

Так в чем же суть сорокадневного пребывания Иисуса в пустыне? В том, что он дает нам пример того, как следует себя вести в случае, если нас подвергают искушениям. Конечно, одно дело, если мы не давали никаких обещаний и обетов, и нам предлагают некий выбор. В этом случае Бог дал нам свободу воли, свободу выбора, и мы имеем возможность выбирать, исходя из нашего мироощущения, из наших принципов. Но если мы дали обещание – например, поступили на работу, имеющую свои правила, женились, вступили в какую-то организацию – мы не должны поддаваться искушениям, какими бы благоприятными они для нас не были.

Такие искушения могут несколько обогатить нас – но они ведут к деградации нашего духа. Мы перестаем уважать сами себя, перестаем верить в себя. Мы понимаем – внутри, сами для себя – что, если мы оступились раз, то можем оступиться и другой, и третий. И оправдания, которые мы придумываем для себя в такой ситуации – это голос Сатаны, который перетягивает наши души на свою сторону.

Сорокадневный пост дан нам для того, чтобы мы подумали над этим моральным выбором, над своим поведением, над проблемой морального выбора. Употребляем мы при этом в пищу мясо или рыбу, или ограничиваемся фруктами – по большому счету неважно. Ограничения во время поста предлагаются нам для того, чтобы еда, алкоголь, прочие удовольствия не отвлекали нас от размышлений – и ни для чего более.

Так давайте остановим бег повседневных забот, посидим в уединении и подумаем над тем, с какой целью мы зарабатываем деньги, стремимся вверх по карьерной лестнице, покупаем все новые и новые вещи. Нужно ли нам на самом деле все это? И делает ли это все нас счастливее?

о. Гермоген (Якушев)

© Babr24.com

РелигияМир

7132

30.03.2015, 07:56

URL: https://babr24.info/?ADE=134273

bytes: 5410 / 5338

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: о. Гермоген (Якушев).

Другие статьи в рубрике "Религия"

Хроники победившего православия: школьников хотят заставить учить церковнославянский язык

Председатель Синодального миссионерского отдела Московского патриархата РПЦ, член Высшего церковного совета РПЦ епископ Луховицкий Евфимий (Моисеев) заявил, что в российских школах следует ввести преподавание церковнославянского языка.

Лера Крышкина

РелигияОбществоРоссия

2130

18.11.2024

Итоги опроса Бабра: храм не нужен, а вот мэр — да

В Красноярске планируют к 2028 году возвести огромный Богородице-Рождественский кафедральный собор ценой свыше 3,5 миллиарда рублей. Его строительство хотят приурочить к 400-летию города. Бабр в своем телеграм-канале «Красноярск. Бабр.

Денис Большаков

РелигияПолитикаОбществоКрасноярск

13741

18.10.2024

Шаманский маркетинг: новые реалии бурятского бизнеса

Слухи о влиянии шаманских ритуалов на рынок недвижимости Бурятии варьируются от забавных историй до серьезных утверждений о влиянии на цены и успешность сделок.

Виктор Кулагин

РелигияНедвижимостьПолитикаБурятия

13664

16.10.2024

Монгольский буддизм в массы: в Улан-Баторе прошла первая международная конференция по религиоведению

Национальный университет Монголии традиционно проводит раз в два года научную конференцию по религиоведению.

Денис Большаков

РелигияНаука и технологииОбществоМонголия

4630

29.08.2024

Вселенская религия. Хамбо лама заявил об инопланетянах-буддистах в Бурятии

Дамба Аюшеев готовит межпланетный союз в честь возвращения Хамбо ламы Этигэлова. Видимо, с Анавад Далай, которую он считает отдельной планетой, из которой когда-то люди прилетели на Землю. В шутку или нет, но он сделал любопытное заявление в своем телеграм-канале.

Виктор Кулагин

РелигияСобытияНаука и технологииБурятия

28106

25.09.2023

Навести мосты: итоги визита Папы Римского в Монголию

Папа Римский Франциск посетил Монголию с 1 по 4 сентября. Глава Католической церкви встретился с президентом Ухнаагийн Хурэлсухом, принял участие в совершении молитвы благодарения вместе с монгольскими католиками и провел встречу с представителями различных религиозных организаций Монголии.

Денис Большаков

РелигияПолитикаОбществоМонголия

109977

05.09.2023

«Маленькая по численности, но живая верой»: для чего Папа Римский едет в Монголию?

Папа Римский Франциск посетит Монголию с 1 по 4 сентября. Понтифик приедет по приглашению монгольского президента Ухнаагийн Хурэлсуха. Основная программа визита до сих пор неизвестна.

Денис Большаков

РелигияОбществоМонголия

28245

30.08.2023

Блогнот. Протоиерей Ткачёв: бороды вернуть, пиджаки снять, подпоясаться – и в лапти!

Продолжая тему БРИКСА, обратим внимание на то, Кто во Что Одет? Тотальное засилие пиджаков и галстуков в классической пятерке Организации разжиживает только премьер Индии Моди.

Филипп Марков

РелигияОбществоМаразмРоссия

61318

29.08.2023

Телеграм Томска за неделю: дома около Красной мечети, собачий вопрос и лето без кваса

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в томском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 1 по 7 мая 2023 года включительно.

Андрей Игнатьев

РелигияБратья меньшиеЭкономика и бизнесТомск

115619

08.05.2023

Кадыров, мэрия Томска – «Вектору» никто не указ

Арбитражный суд Томской области не изменил своё решение по поводу строительства трёх четырёхэтажных домов рядом с Красной мечетью. Администрация Томска якобы незаконно отказала фирме «Вектор» в возведении многоквартирников по адресу: улица Трифонова, 18.

Андрей Игнатьев

РелигияКультураЭкономика и бизнесТомск

115596

16.03.2023

Голое образование рождает подлецов. Цитаты дня от батюшки Ткачёва

Отношения Церкви и науки всегда были, мягко говоря, сложными, а заслуги священников в торможении развития человечества невозможно переоценить.

Филипп Марков

РелигияОбразованиеРоссия

41916

25.01.2023

Блогнот. Хамбо лама Аюшеев о боге смерти

Чтобы не быть голословным по поводу помощников ангела смерти, которых на монгольском языке называют Эрлэг ханай элч, хочу рассказать уникальную историю. Эта история произошла в Монголии в 1870 годах, во время наивысшего развития буддизма.

Пётр Нокс

РелигияМонголия Бурятия

14148

17.01.2023

Лица Сибири

Шкуропат Юрий

Гришин Сергей

Костина Оксана

Садовская Марина

Матвийчук Виталий

Босхолов Сергей

Дубровин Александр

Варфоломеев Александр Георгиевич

Сильва Беойя Умберто

Егорычев Александр