Кино-2015: Мерзкий Бог и миленькая Богинька
В прокате – «Новейший завет», сюрная бельгийская комедия с кучей умеренных евроизвращений и раздражающе благостным настроем.
Бог (Бенуа Пельворд) живет в Брюсселе. Он – фраер, алкаш и дешевка. Его сын Иисус ушел из дома две тыщи лет назад и умер за-ради людей. Но никому от этого легче не стало, ведь бытием продолжил повелевать гнусный папашка. Теперь от этого мизантропа, разложенца и дегенерата сбегает и его десятилетняя дочка Эа.
Вдохновившись примером старшего брата и не выходя за пределы родной Бельгии, Эа без труда находит себе апостолов – отвратного бомжа, однорукую дуру, маньяка со снайперской винтовкой, пенсионерку (Катрин Денев), делящую кров и постель с гориллой из зоопарка, и прочих малоприятных фриков. Отныне всем им будет счастье. Как и роду людскому в целом.
Наш Бог именно таков. И лично я не удивлен
Галлы на выдумки хитры. Кино как таковое придумали Люмьеры. Кинофантастику – Мельес. Самый престижный кинофестиваль тоже у них – в Каннах. Фантомас, Астерикс с Обеликсом и даже Люк Бессон – обратно ихние изобретения.
Не забудем и про Амели. Эта инфантильно-умильная девица населила экраны планеты в первый же год текущего века – и все в одночасье ею очаровались. Вполне резонно, даром что актрисе Одри Тоту было, мягко говоря, далековато до той голливудской дивы (кстати, уроженки Брюсселя), в честь которой ее наименовали.
Амелишкин успех пытались повторить многие – от ее же создателя Жан-Пьера Жене до помянутого Бессона (который даже снял фильм про героиню с очень похожим именем Адель). Но удалось это не французам, а их ближайшим родственникам бельгийцам. Точнее, самому хваткому из них – Жако Ван Дормелю.
Ну а как вам такая особа в качестве властелинши мироздания? Во всяком разе это лучше, чем псих с небритой рожей
В 2009-м Жако снял ужасно карамельный, пошлый и жеманный – но определенно амелиподобный – фильм «Господин Никто» и в итоге выиграл негласное соревнование. За какое-нибудь десятилетие вкусы зрителей мира успели безнадежно испортиться, так что в массе своей они приняли претенциозные потуги бельгийца за чистое, честное, искреннее и интересное творчество. Лишь немногие тогда заметили, что прозваний Никто, Никак и Ниочем более всего заслуживает сам господин Дормель, но голоса тех прозорливцев потонули в общем хоре бездумных славословий.
Теперь вышел «Новейший завет – и вновь повсеместные восторги, чествования, акафисты. Прямо помешались все на этом Дормеле – аж неловко за человечество. Впрочем, справедливости ради сознаемся, что сей «Завет» многократно превосходит «Господина Никто» во всех смыслах. Смотреть, скажем так, можно, хотя и не нужно. И плеваться вроде особо не на что – явных вкусовых провалов на этот раз незаметно. Два часа выдержаны в едином стиле: пестрые картинки сменяют друг друга с клиповой частотой – и от этого вроде даже не сильно устаешь.
Насчет того, чтоб изобразить фигуру фейспалма, спохватываешься только на финальных титрах: экая, мол, бессмысленная стыдоба, и зачем я только время на нее потратил!
Однако, к огорчению богоборцев, «Новейший завет» – ничуть не антирелигиозное кино. Ван Дормель ведь бывший клоун (факт из биографии): его фильмы – собрания цирковых реприз. Они построены так, что просто не могут быть за или против чего-либо. В результате этот Жако может безболезненно для кого угодно (и уж точно для самого себя) шутить на любые темы – что с дурака возьмешь?
Раздражающая беззубость дурашливого автора становится особенно заметной, когда в кадре находится Бенуа Пельворд – исполнитель роли дрянного, мелочного, пакостничающего Бога. Казалось, уж этот-то актер воленс-ноленс привнесет в такую роль одиозности: достаточно вспомнить культовый бельгийский фильм «Человек кусает собаку» – чернейшую комедию, в которой Пельворд играл обаятельного серийного убийцу. Божество в его исполнении вышло, наоборот, отвратнейшим, но эпатажа на сей раз – ноль. Это ж Дормель шалит, ну и пускай себе тешится. Он ведь, известно, сентименталист и нюня – блошки не обидит. В толерантном Голливуде, надо думать, Жако уже ждут не дождутся.
«Новейший завет» (Le tout nouveau lestament) (18+). Режиссер: Жако Ван Дормель. Люксембург, Франция, Бельгия, 2015