Дай бог здоровья президенту, или Юбилей шедевра в позитиве
Шедевр на века, классика мировой хореографии, эталон высокого искусства и… главная поминальная музыка в СССР.
Ровно 140 лет назад, 4 марта (20 февраля) 1877 года, в Москве на сцене Большого театра состоялась премьера балета Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро». Как и большинство величайших творений классической музыки, постановка успеха не имела и была признана неудачной, хотя и продержалась в репертуаре шесть сезонов, выдержав 39 показов.
Лишь спустя 18 лет, 27 (15) января 1895 года, новая постановка с хореографией Мариуса Петипа и Льва Иванова на сцене Мариинского театра была по достоинству оценена публикой. К сожалению, композитор не дожил до этого триумфа.
Сегодня с популярностью «Лебединого озера» может состязаться разве что «Щелкунчик». Балет поставлен на всех мало-мальски уважающих себя сценах мира. По оценкам журнала «Businessweek», даже если бы Чайковский не написал ничего, кроме «Лебединого озера», его авторский гонорар на сегодняшний день составил бы 1,2 миллиарда долларов.
К сожалению, в нашей стране балет «Лебединое озеро» прочно ассоциируется или с путчем, или со смертью руководителя государства. Именно «Лебединое» Большого театра крутили без устали по телевидению в дни общенационального траура. В принципе, выбор понятен: «Щелкунчик» слишком весёлый, а «Спящая красавица» выглядела бы чересчур цинично, тем более что умирали в основном мужчины.
Сегодня у нас есть прекрасный повод вспомнить великий балет безотносительно каких-либо траурных мероприятий. Да и в будущем надо наконец-то это выдающееся произведение амнистировать и освободить от его скорбных обязанностей. Поэтому предлагаем в следующий раз (тьфу-тьфу-тьфу, дай бог всем здоровья) запустить в эфир для разнообразия что-нибудь другое. Например, «Жизель», если уж без балетов в этом деле не обойтись.
Фото: culture.ru, permopera.ru