Киноархив-2012: Вуди в Италии. Ржем и бьемся!
5 лет назад вышла итало-испано-американская картина «Римские приключения» – одна из безапелляционно прекрасных работ превеликого Вуди Аллена; при этом она очень смешная. Последний свой творческий кризис режиссер благополучно пережил в начале двухтысячных – и, кажется, следующая осечка Вуди случится не раньше судного дня. То, что спустя пятилетку ничего в этом отношении не изменилось, – лишнее тому подтверждение.
Однажды один итальянский клерк (Роберто Бениньи) непонятно почему проснулся знаменитостью. А другой итальянец (Флавио Паренти) познакомился в Риме с американской туристкой (Элисон Пилл), чтобы уже через неделю сделать ей предложение, а через две – познакомиться с ее чудаковатыми нью-йоркскими родителями (Вуди Аллен и Джуди Дэвис). А одна парочка итальянских молодоженов (Алессандро Тибери и Алессандра Мастронарди) приехала с окраины страны покорять Рим да потеряла друг друга в столичном хаосе: в итоге Антонио спутался с шикарной проституткой (Пенелопа Крус), а его благоверная Милли – с похотливой кинозвездой. А молодой американский архитектор (Джесси Айзенберг) влюбился в подругу своей девушки – начинающую актрису Монику (Эллен Пейдж), но перед этим, к счастью, успел завязать знакомство с умудренным джентльменом Джоном (Алек Болдуин), необычайно сведущим по части того, как следует вести себя с артистическими барышнями.
Пожалуй, ни в каком другом фильме талантливая крошка Эллен Пейдж не была столь же очаровательна.
Седьмая часть европейской «человеческой комедии» Вуди Аллена ничуть не уступает предыдущим сериям. Дополнительная приятность состоит в том, что «Римские приключения» – еще одна (после «Сенсации» и «Полночи в Париже») воздушная, легчайшая и жизнерадостнейшая алленовская лента.
Начинается сорок третья Вудина картина примерно таким же образом, как сорок вторая – общепризнанный триумф Аллена «Полночь в Париже»: под прекрасную итальянскую ретропесню нам демонстрируются бесподобные панорамы славного Рима. Однако дальше следует целая вереница сюрпризов. Во-первых, «Приключения» – не просто очередной Вудин фильм, а фактически четыре Вудиных фильма в одном. То есть формат, выбранный Алленом для его римского турне, – это не что иное, как полузабытый жанр киноальманаха, в каковом итальянцы, кажется, сняли больше картин, чем любая другая нация.
Во-вторых, в «Приключениях» полным-полно восхитительно абсурдного юмора, с которого Аллен когда-то начинал и к которому не обращался дотоле лет двадцать. Возможно, совершенно «монтипайтоновская» сюжетная линия с оперным гением, способным петь только под душем (и в итоге выезжающим на сцену в душевой кабинке), кое-кого и обескуражит, но у тех, кто еще помнит семидесятнические алленовские пародии «Спящий» и «Любовь и смерть», такого рода юмор едва ли вызовет замешательство.
Непоследнюю роль в «Приключениях» исполняет сам режиссер, до этого давненько не заходивший в кадры собственных фильмов.
Изначально «Римские приключения» (в оригинале, вообще-то, «Риму – с любовью») должны были называться «Декамероном в стиле боп». Ясно, что подобное наименование никак нельзя было помещать на афиши: о книге новелл Джованни Боккаччо (равно как и о киноальманахе 1962 года «Боккаччо-70») нынешняя публика не факт что хотя бы слышала; что уж говорить о джазовом жанре боп. Меж тем «Римские приключения» – это именно идеальный «Декамерон» двадцать первого века. Многим может показаться, что Аллен никогда еще не был таким фривольным и гривуазным, как здесь, но это всего лишь правила игры, которую режиссер затеял, когда начал расфасовывать по своей фильмографии прославленные европейские города. В Париже Вуди был как бы французским постановщиком, в Риме стал словно бы итальянским – поэтому и снял на этот раз не столько романтическую, сколько фарсовую комедию.
Таковы внутренние особенности фильма; ну а внешняя сторона алленовских картин давно уже не нуждается в какой-либо апологии. Вновь оператор Дариус Хонджи снимает хрестоматийные достопримечательности так, что они выглядят откровением; вновь всю ленту напролет звучит изумительная музыка давно минувших дней; сызнова суперзвезды всех мастей виртуозно изображают различных вудиалленов.
«Римские приключения» (To Rome with Love). Режиссер: Вуди Аллен. США, Италия, Испания, 2012