Наработала ли на «Оскар» историйка про новую подстилку старого кутюрье?
В прокате – «Призрачная нить», номинированная на 6 «Оскаров» томная и утомительная ретромелодрама; не дешевка, впрочем. Придумал и поставил ее заслуженный американский мастер кинематографического выпендрежа Пол Томас Андерсон, дотоле снявший «Ночи в стиле буги», «Магнолию» и «Нефть». Из последней в «Нить» перекочевал и крупный британский актер Д. Дей-Льюис, но сей «Нитке» это не сильно подсобило.
В Лондоне 1950-х элитному модельеру Вудкоку (Д. Дей-Льюис) – пожилому эгоцентрику и убежденному холостяку – наскучивает его очередная юная пассия (судя по всему, где-то сто пятидесятая). После того как нежная крошка № 150 выставляется из роскошного вудкоковского дома в поощрительном новом платье, сам модельер тотчас кладет глаз на официантку Альму (В. Крипс). Оной суждено будет стать как главной страстью, так и главным проклятием всей неприкаянной жизни потасканного Вудкока.
Здрасте пожалуйста: П. Т. Андерсон сварганил салонную мелодраму; вот уж «Не ждали», как говорил да рисовал И. Е. Репин. Сверх того – эта нестерпимо манерная историйка вроде как являет собой автопортрет художника в его грядущей старости (в отличие от 60-летнего артиста Дей-Льюиса, самому сценаристу-режиссеру покамест еще 47).
Андерсон рассчитывал понятно на какой вердикт со стороны просвещенной публики – чтоб все ахнули и восхищенно зашушукали: мол, елки зеленые, а ведь не что иное, как новые «Восемь с половиной» у нас народились… Ну да, у Андерсона, как и у Феллини, это тоже 8-й фильм – и тоже, можно считать, «с половиной»: снимал же П. Т. разные короткометражки и клипы, вот и набралось на тую «половину».
Одно только но: Андерсон – не Феллини. Прямо ни разу, при всем уважении. Да даже и с пресловутыми «8 ½» не все так просто: это, безусловно, великий фильм – ан ведь явно кризисный; и аккурат последний в череде немеркнущих шедевров витального итальянца. А что с трудом удалось Юпитеру, на то быку лучше и не покушаться.
Сам сюжет «Призрачной нити», согласно которому персонажа до смерти полюбила женщина вдвое моложе его самого, мягко говоря, пошловат. И это походит уже не на Феллини, а на «Огни рампы» – самую неудачную картину Чаплина. «Призрачная нить», конечно, не столь простодушна, но и изящества в ней отнюдь не так много, как наверняка хотелось бы автору.