Два дня кофе, пива и работы
Итогом творческого запоя стала "Третьяковская галерея".
В эти рождественские дни художникам и поэтам не тесно в гостиной Дома литераторов иркутского отделения СРП. Здесь и раньше многие художники чувствовали себя завсегдатаями - персональные и коллективные выставки в доме стали привычным явлением.
На этот раз в рамках Международного фестиваля современного искусства "Середина земли" в экспозиции представлены работы молодого иркутского художника Алексея Третьякова. Куратор и идеолог фестиваля Татьяна Смолькова рассказывает:
- После основных событий нашего фестиваля в течение целого года на нас стали обращать внимание зарубежные кураторы. Эта выставка сделана специально для этого фестиваля и для этого дома. Такой вот спецпроект. Художник Алексей Третьяков сам пишет стихи, знает поэзию и потому взялся за этот замысел...
- Идея пришла "в порядке бреда", - говорит Алексей. - Был заказ, встречная инициатива Дома писателей, была смутная идея... Но что смущало - дефицит времени! И вот за эти двое суток сделаны два десятка работ... Сам удивляюсь - как это я успел? У меня для этого было пиво, кофе - и моя энергия.
Итак, перед нами галерея портретов: это поэты, художники и те образы, которые навеяны стихами воображению Третьякова. Работы выполнены в стиле авангарда и, как правило, в смешанной технике. Это и гуашь на бумаге или картоне, и акварель, и графика, и приемы коллажа.
На одних листах прообразы узнаются мгновенно, хотя и вызывают внутреннее сопротивление. Скажем, Анатолий Кобенков на своем портрете гораздо демоничнее, чем Олег Басилашвили в роли Воланда. Правда, при желании в его чертах можно разглядеть и ухмылку отца народов Сталина. Интересно, за что так повезло Кобенкову?! Хотя - не ему одному. Листы, адресованные поэтам Андрею Богданову и Алексею Шманову, тоже достаточно инфернальны...
Зато к женщинам Алексей Третьяков оказался более снисходительным. Елена Шерстобоева в его интерпретации - просто милашка времен расцвета журнала "Юность", а стихи Марины Акимовой хоть и затмили образ автора-поэтессы, но сами по себе вызвали в душе художника вполне достойный видеоряд о городе. "Этот город - кому он нужен?" - вопрошает автор стихотворения и, следом за ним, автор композиции.
Лаконичны работы по поводу Олега Кузьминского, Владимира Монахова. И что замечательно - во всей экспозиции, рассказ о которой невозможно вести без юмора, есть несколько по-настоящему удачных работ! Не знаю, что предпочли бы уважаемые зарубежные кураторы, побывай они на этом вернисаже, а нам, грешным, понравились листы к Виталию Науменко ("Бабочка губ улетает"), Александру Сокольникову ("На землю доставить благую весть"), Андрею Богданову ("Колено золотого сакса..."). Можно назвать с восклицательным знаком еще две-три работы - по-моему, для экспозиции, созданной за два дня, это просто превосходный результат!
Поэт Алексей Шманов (в прозе он теперь читается иначе - "Алексей Шаманов") назвал этот опыт самым настоящим творческим запоем (помните - кофе, пиво?..), и это определение всем понравилось и показалось оправданным. Хотелось бы всем, кто к таким запоям склонен, пожелать как минимум такого же результата.