Абстрактная живопись в годы гражданской войны в Испании была орудием пыток
Об этом факте сообщил испанский историк и искусствовед Хосе Миликуа, выступивший в Мадриде со специальным докладом. Абстрактная живопись использовалась во время гражданской войны 1936-1939 годов в качестве орудия психофизических пыток против заключенных, из которых пытались выбить нужную республиканцам информацию.
По словам ученого, в тюрьмах Барселоны существовали специальные камеры, где на стенах и потолках были копии работ сюрреалистов и абстракционистов, в том числе Кандинского, Васарели, Клее и других художников той эпохи. Зачастую присутствовал в камерах и фрагмент плаката к первому кинофильму Луиса Буньюэля и Сальвадора Дали "Андалузский пес", на котором изображен широко раскрытый глаз и направленная на него бритва.
В подобных камерах создавались условия, при которых заключенный мог только и делать, что рассматривать рисунки. Это, по словам историка, расшатывало нервную систему, после чего человек становился покладистее на допросах. Как стало известно, выполнял эти рисунки французский художник и музыкант Альфонс Лауренсик, приговоренный в 1939 году к смерти военным судом. Во время судебного процесса он рассказал о своих жестоких методах, как теперь оказалось, предвосхитивших современное учение о влиянии цвета и линий на человеческую психику.