Все грани черного в проекте «Семь чудес цвета»
Те, для кого черный синоним мрачного, наверняка заново откроют для себя этот цвет на выставке, которая открылась на прошлой неделе в иркутской галерее современного искусства «Дом художника».
Вглядываясь в произведения живописи, графики и декоративно-прикладного искусства иркутских художников, понимаешь, как трудно обойтись именно без черного. Поэтому финальный аккорд выставочного проекта «Семь чудес цвета» заслуженного художника РФ Сергея Элояна получился таким значительным.
– Начиная проект «Семь чудес цвета», мы хотели показать основные цвета на палитре художника. При этом работы для выставки предполагалось отбирать из числа уже созданных. За исключением самого автора проекта – Сергей Элоян каждый раз удивлял новым произведением, – отметила директор галереи «Дом художника» Надежда Куклина. – Первая экспозиция «Белый» состоялась в 2007 году и собрала только 15 иркутских живописцев. Однако позже интерес к проекту проявили графики, а потом и прикладники.
За эти годы зрители смогли оценить, какое место в палитре иркутских художников занимают «Желтый», «Зеленый», «Синий», «Фиолетовый» и «Красный». Видимо, «Черный» стал апофеозом желания мастеров кисти выразиться в цвете. В трех залах Дома художника можно не только познакомиться с иркутской живописью и графикой во всем ее многообразии, но и увидеть вариации на тему черного в батике, керамике, в панно, в технике валяния и даже в художественной ковке. Причем в экспозиции принимают участие как известные художники, так и 15 молодых авторов. Работы многих недавних выпускников наглядно демонстрируют их значительный профессиональный рост. Например, «Сон под зеленым одеялом» Григория Свердлова обращает на себя внимание многоплановой образностью.
Радуют новизной и произведения признанных мастеров. Например, работа Сергея Элояна, на которой изображен бык, раскрывает черный в его многообразии. Каждый волосок шерсти быка словно выписан отдельно и отливает всеми цветами радуги, что, кстати, не далеко от истины, поскольку черный вбирает в себя все цвета, а также полностью поглощает свет.
– Нам хотелось раскрыть не только обычное значение черного, который является противопоставлением белого, символом ночи, тьмы и даже зла, – отметил Сергей Элоян, – но и показать его эстетические качества – торжественность, стиль, изысканность. Кстати, раньше именно в черный костюм или платье часто наряжались для парадного портрета.
Эта тенденция дошла до нас через века. Возможно, поэтому на выставке, несмотря на привычное жанровое разнообразие, так много портретов. Начиная от самого раннего произведения заслуженного художника Владимира Кузьмина «Портрет рабочего Куйбышевского завода» до совсем свежего изображения в профиль иркутского профессора филологии и театрального критика Сергея Захаряна кисти Сергея Григорьева. А также загадочной дамы в шляпе Геннадия Кузьмина и абстрактного парного портрета Сергея Жилина. Есть на выставке и образец парадной живописи – Юрий Квасов запечатлел на полотне иркутскую галеристку Диану Салацкую. В экспозиции также можно найти пронизанную юмором работу Алексея Дурасова «Парень на дереве». Среди других тем – остросоциальное полотно «Врыв. Черная быль» Виктора Ерофеевского, произведения заслуженного художника РФ Галины Новиковой «Черная ягода» и «Композиция с Буддой». В общем, приходите на выставку и откройте для себя новые грани черного цвета.