Наталья Шапарова

© Babr24.com

ОбществоМир

4907

25.04.2011, 11:52

Пасхальные обряды

Для всех христиан Пасха – наиболее чтимый и самый большой праздник в году, поэтому к нему, естественнно, приурочивалось множество всевозможных обрядов, традиций и поверий. Наибольшее их количество приходилось на Светлое Христово Воскресенье, но немалая часть растягивалась на всю Светлую седмицу.

Так, например, у всех восточных славян с первого дня Пасхи начинались непременные обходы дворов, когда священник в сопровождении причта и «оброшников» (избранных помощников из числа благочестивых стариков) посещал все дома в селении и служил пасхальные молебны. К приходу этих «богоносцев» тщательно готовились: хозяева зажигали свечи в красном углу, покрывали стол чистой скатертью, на скатерть клали ритуальный хлеб, под угол скатерти насыпали горсть соли, а к образам ставили ведра с зерном для будущего сева (чтобы священник благословил их). Домохозяин с непокрытой головой выходил навстречу «богам», а какая-нибудь «молодайка» с белым полотенцем в руках «сутре¬ча¬ла» на пороге избы «Божью Матерь» и, приняв икону, все время держала ее на руках, пока духовенство служило молебен в доме, а потом - по просьбе хозяев - и во дворе (ради благополучия домашних животных, для которых готовили даже специальную «скотскую» пасху). Богатые хозяева заказывали молебны с водосвятием, и все домашние непременно умывались освященной водой для здоровья. После молебна хозяева расплачивались деньгами и продуктами, подносили угощение и водку (из-за чего «оброшники» порой напивались так, что под конец дня просто падали где-нибудь и засыпали).

В первый день Пасхи молебны продолжалось до самого вечера, а на ночь иконы обычно относили на хранение в дом какого-нибудь зажиточного и уважаемого человека. При этом в помещении, где хранились иконы, прихожане часто устраивали нечто вроде всенощного бдения: старухи, богомольные мужики и девушки, вымаливающие себе хороших женихов, собирались в комнату с иконами, зажигали свечи и всю ночь коленопреклоненно молились Богу и пели молитвы. На второй день Пасхи, после литургии, которая кончалась очень рано, иконы выносили из избы «на поповку», т.е. в дом священника, где совершался молебен, после чего прихожане получали угощение от своего духовного отца. С «поповки» духовенство с иконами и молебнами отправлялось по ближайшим и дальним деревням, обходя весь приход, причем каждая деревня заранее предупреждалась, когда к ней «боги придут», чтобы крестьяне успели приготовиться к торжественному обряду. Нередко молебны проводили и на полях, засеянных озимыми хлебами; тогда крестьяне молились Господу, «да воскресит Он и все посеянное на поле».

Покуда в семье не отслужили молебна, ни хозяин, ни его домочадцы ни под каким видом не должны были предаваться праздничному веселью, так как это считалось за большой грех; многие даже соблюдали в это время строгую умеренность в еде, а иные, не смотря на праздник, даже постились, не употребляя мяса и прочей скоромной пищи. Но после того как «иконы прошли», в деревне обычно начинался широкий пасхальный разгул, подобный масленичному: устраивали гулянья, водили хороводы, затевали различные игры, качались на качелях, звонили в церковные колокола, ходили в гости и пр. При этом многие такие забавы являлись одновременно и магическими действиями: например, качание на качелях, как считалось, благотворно влияет на урожай, а колокольный звон отгоняет от села все нечистое (зверей, злых духов и др.), защищает поля от града, способствует росту хлебов и т.д.

В различных восточнославянских районах с вечера пасхального воскресенья начинали ходить «волочебники» (от глаг. «волочиться» - «ходить, шататься»), совершавшие обряд, очень похожий на рождественское колядование: они поздравляли хозяев с праздником, пели «великоденные» песни и получали за это подарки (обычно еду), таким образом магически обеспечивая достаток и благополучие в доме. Песни волочебников напоминали колядки, но содержали и указание на великий праздник; например, в русских селах женщины, распевавшие благопожелания под окнами хозяев, начинали песню такими словами: «Не шум шумит, не гром гремит, Христос Воскресе Сын Божий! Шум гремят волочебники – к чьему двору, ко богатому, ко богатому – к Николаеву. Хозяюшко, наш батюшко, раствори окошечко, посмотри немножечко, что у тебя в доме делается…» и т.д. Из-за такой тематики сам обход волочебников называли иногда «христованием». Участников обряда полагалось принимать с почетом и хорошо угощать, чтобы грядущий год выдался удачным и счастливым.

Вообще, широко распространено было поверье о том, что на Пасху, когда распахиваются райские врата (и остаются открытыми всю Светлую седмицу), сам Христос и его апостолы ходят по земле, принимая облик простых прохожих-путников; они могут в это время награждать праведников или наказывать нарушителей ритуальных запретов. Вместе с ними на земле появляются и иные представители «того света» - души умерших, навещающие свои дома. У русских, например, рассказывали, что если во время крестного хода (когда церковь пустует) потихоньку спрятаться за алтарем со страстной свечой, то можно увидеть, как души умерших соберутся в пустую церковь молиться и христосоваться между собой. На Пасху также традиционно посещали кладбища, чтобы там похристосоваться с покойными родными и поздравить их с праздником; в западных и южнорусских губерниях к тому же приглашали умерших к семейной трапезе. В некоторых местах в день Христова Воскресенья ходили «окликать покойников»: крестьянки постились со времени причестия в Великий четверг до самого пасхального разговенья, всю пятницу и субботу проводили в молитве и молчании, а на Пасху, сразу после заутрени, шли на кладбище и там, помолившись и сотворив три земных поклона, ложились на землю и кричали: «Христос Воскресе, покойнички!». После этого, утверждала молва, умершие откликнутся из земли: «Воистину воскресе!», и тогда можно спрашивать, о чем хочешь – мертвец непременно даст ответ и «всю правду скажет».

Согласно народному убеждению, с самого для Христова Воскресенья и всю Светлую седмицу райские врата стоят распахнутыми и безо всякой охраны, поэтому всякий, кто умрет на Пасху, беспрепятственно попадает прямо в рай, какой бы грешник он ни был. Все деревенские старики мечтали скончаться именно в это время и даже молились Богу, чтобы он «взял» их на Светлой неделе. Людей, умерших во время Пасхи, принято было хоронить с красным пасхальным яйцом в правой руке: «Умер на Пасху – и яичко в руку».

Особые обряды и поверья в народе касались нечистой силы, по убеждению крестьян, особенно злой в Светлую ночь. В это время всем нечистым духам «солоно приходится», поскольку, как только ударит первый колокол к заутрене, бесы немедленно сыплются с колокольни на землю, а как только отойдет заутреня, их всех лишают свободы – скручивают, связывают и даже приковывают в аду (либо на чердаках, колокольнях, по углам двора и т.д.). Крестьяне уверяли, что нечистых духов, лишенных своей дьявольской силы, можно даже увидеть на Пасху, стоит только пойти в какое-нибудь темное укромное место с той самой свечой, с которой стояли пасхальную службу; а если выйти с пасхальным яйцом на перекресток и покатить яйцо вдоль по дороге, тогда черти непременно выскочат и «пропляшут трепака».

Уязвимыми оказываются на Пасху также ведьмы и колдуны, их можно в эту пору опознать и обезвредить. Например, во многих местах считалось, что если во время пасхальной заутрени посмотреть на собравшихся в церкви через кусок дерева от гроба покойника, то можно увидеть всех деревенских ведьм с кувшинами молока или подойниками на головах. По другому поверью, чтобы узнать колдунов и ведьм, нужно прийти в церковь в совершенно новой одежде и во время пасхальной заутрени обернуться и поглядеть на народ: тогда все «чаровники» покажутся спиной к алтарю и иконам, лицом к двери. Про колдунов еще говорили, что за пасхальной утреней свечи у них не горят, то и дело гаснут, и по этой примете их можно опознать.

Иногда для распознавания ведьм использовали освященную еду. Например, в русских селах рассказывали, что если на Пасху держать за щекой кусочек сыра или творога, сбереженный с Чистого четверга, то когда священник скажет: «Христос Воскрес!», все ведьмы в церкви покажутся задом к иконам и с дойницами на головах. В других местах советовали, взяв творог в рот, стать у церковных дверей и держаться за дверную скобу; тогда все ведьмы, проходя мимо, покажутся с хвостами. Для того, чтобы узнать колдуна, говорили крестьяне, нужно взять в первый раз снесенное молодой курицей яичко, покрасить его в красный цвет, пройти с ним вокруг церкви с крестным ходом, а когда священник в первый раз скажет: «Христос воскресе», следует держать яйцо перед собой и смотреть через него на народ; тогда можно увидеть всех колдунов, стоящих спиной к иконам, с рогами на головах.

Особые поверья на Пасху связывались с домашними духами. Например, крестьяне верили, что домового, как и ведьму, можно выследить именно в пасхальную ночь, для чего нужно «скатать такую свечу, которой бы хватило, чтобы с нею простоять в Страстную пятницу у страстей, а в субботу и в воскресенье у заутрени»; в Светлое воскресенье, между заутреней и обедней, надо зажечь эту свечу и идти с нею прямо в хлев или коровник, а там осмотреть углы – в самом темном из них и сидит, притаившись, «дедушка». Рассказывали еще, что если во время пасхального крестного хода прибежать домой с «христовой» свечкой в руке, то на дворе можно встретить своего домового в шапке, с помощью которой он становится невидимым; эту шапку можно сорвать у него с головы, взамен надеть на него свой головной убор и сейчас же, с горящей свечой, бежать назад в церковь, «тогда удивительная шапка останется у добытчика». Схожие поверья связывали с банником: говорили, что если пойти в баню во время «христовской заутрени», то можно увидеть спящего банника и сорвать с него шапку-невидимку, после чего следует как можно скорее бежать в церковь (иначе банник непременно догонит и убьет вора).

Наталья Шапарова

© Babr24.com

ОбществоМир

4907

25.04.2011, 11:52

URL: https://babr24.info/?ADE=93200

bytes: 9887 / 9887

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Наталья Шапарова.

Другие статьи в рубрике "Общество"

Монголия вступает в «Лондонские принципы»: новые стандарты для золотодобычи

Центральные банки Колумбии, Эквадора, Филиппин и Монголии стали первыми подписантами «Лондонских принципов», направленных на формализацию кустарного и мелкомасштабного золотодобывающего сектора (КМЗ).

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкологияЭкономика и бизнесМонголия

1560

20.06.2024

Эксклюзив Бабра. Андрей Шалимов о красноярской политике, губернаторах и сером кардинале. Часть 1

Андрей Шалимов родом из Красноярска. Окончил СФУ, по образованию Андрей – журналист. Но одной специальностью он не ограничился. Ещё окончил аспирантуру по философии и получил экономическое образование. После вуза Андрей занялся предпринимательской деятельностью в сфере медиа.

Анна Роменская

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

3836

19.06.2024

Экологический союз: Корея и Монголия борются с опустыниванием

Корея и Монголия объединились для реализации уникального проекта по созданию зеленого пояса. Этот проект, направленный на борьбу с опустыниванием, является не только свидетельством двусторонних партнерских отношений, но и примером совместных усилий по восстановлению деградировавших ландшафтов.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкологияМонголия

2531

18.06.2024

Надом в новых условиях: в Улан-Баторе проектируют новый стадион

В канун Надома, который в этом году пройдет с 11 по 15 июля, мэр Улан-Батора Нямбаатар Хишгээ объявил о масштабных планах по реконструкции центрального стадиона и строительству новой арены на 30 тысяч зрителей.

Эрнест Баатырев

ОбществоСпортЭкономика и бизнесМонголия

2930

17.06.2024

Телеграм Томска за неделю: лишение Фадеевой* мандата, назначения Чикова и Карпачёва

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в томском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 10 по 16 июня 2024 года включительно. Лишение Фадеевой* мандата Приговоренную к девяти годам колонии Ксению Фадееву* лишили депутатских полномочий.

Андрей Игнатьев

ОбществоПолитикаСобытияТомск

6937

17.06.2024

ТДСК хочет заткнуть рот журналистам

ОАО «Томская домостроительная компания» (ОГРН 1027000761040), принадлежащее экс-депутату Законодательной думы Томской области Александру Шпетеру, в очередной раз решило запугать журналистов. На этот раз застройщик-монополист зашёл через местное отделение Союза журналистов России.

Андрей Игнатьев

ОбществоЭкономика и бизнесТомск

6463

14.06.2024

Так хочется верить в людей! Судьба куйтунского блогера Игоря Перевалова

«Я привык верить людям» – именно с таким девизом несколько лет в медийном пространстве прогремел блогер и искусный мастер резьбы по дереву Игорь Перевалов, уроженец и житель поселка Куйтуна Иркутской области.

Лилия Войнич

ОбществоКультураСкандалыИркутск

9752

14.06.2024

Инсайд. Щепотка Томска. Пляж как инструмент для авторитета

У нерадивых чиновников что лето, что зима наступает неожиданно, когда календарь «не предвещал ничего плохого». Очередной «тревожный звонок» для мэра Томска Дмитрия Махини: с пляжами в Сибирских Афинах – полная беда.

Ярослава Грин

ОбществоПолитикаТомск

6720

13.06.2024

Жители Вихоревки, потерявшие в пожаре единственное жилье, получили ключи от квартир

14 семей из Вихоревки, потерявшие жилье в результате майских пожаров, получили ключи от благоустроенного жилья.

Алина Саратова

ОбществоИркутск

1189

13.06.2024

Угроза свободе слова: еще одна монгольская журналистка под следствием

Свобода слова является одной из самых ценных составляющих демократии. Потому монгольское руководство пытается всячески продемонстрировать свою лояльность сотрудникам СМИ на международном уровне.

Эрнест Баатырев

ОбществоСкандалыМонголия

1298

13.06.2024

Высокие стандарты безопасности: MIAT прошел международную проверку

Монгольская авиакомпания MIAT прошла аудит Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) с результатом 98,5%.

Эрнест Баатырев

ОбществоТранспортЭкономика и бизнесМонголия

4099

12.06.2024

В Монголии стартовала избирательная кампания: изменения и рекордное число кандидатов

Избирательная кампания, предваряющая электоральную процедуру для депутатов монгольского парламента, стартовала с выдачи удостоверений кандидатам. Центральная избирательная комиссия официально зарегистрировала 1300 человек, которые будут бороться за места в Великом государственном хурале.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаМонголия

4965

11.06.2024

Лица Сибири

Саркисян Аркадий

Усов Евгений

Лис Любовь

Ворожцов Михаил

Хамаганов Евгений

Москаленко Алексей

Ботоев Борис

Купцевич Андрей

Аблов Анатолий

Кириленко Александр