Наталья Шапарова

© Babr24.com

ОбществоМир

6376

17.06.2011, 11:20

Обряды и обычаи Всесвятской недели

Неделя Всех Святых (Всесвятская) празднуется после Троицы и предшествует Петровскому посту. В народной традиции она продолжала семицко-троицкий цикл праздников и посвящалась проводам весны, а также подготовке к празднику Купалы.

В древности примерно на это время приходился языческий праздник Ярилы – божества, связанного с плодородием и олицетворявшего «ярую», весеннюю силу природы. Его представляли молодым красивым парнем в белой одежде и на белом коне, в венке из полевых цветов и колосьев. В Белоруссии, по сведениям А.Н.Афанасьева и В.И.Даля, девицы в его честь весной наряжали самую красивую девушку «Ярилою» и водили вокруг нее хороводы с песнями вроде: «Волочился Ярила по всему свету, полю жито родил, людям детей плодил. А где он ногою, там жито копою, а куда он взглянет, там колос зацветает».

В «Жизнеописании Тихона Задонского» описывается воронежский праздник Ярилы 1765 г.: «начинается он в среду или в пяток по сошествии Св. Духа и умножается через следующие дни, а в понедельник первый поста сего [Петрова] оканчивается». Отмечался праздник широко и разгульно; устраивались игрища, пляски, кулачные бои, а главным действующим лицом был «Ярила» - ряженый с бубенцами в руках, в высоком колпаке, украшенный всяческими цветами, лентами и колокольчиками. Другие великорусские свидетельства о посвященных Яриле торжествах («ярилках») также описывают народные гуляния с песнями и плясками, попойками, игрищами и кулачными боями, нередко продолжавшимися всю ночь вок­руг костров, разведенных на возвышенностях. Часто отмечается, что эти гуляния носили разнузданный характер и молодежь на них вела себя очень вольно (как с негодованием замечали церковники, происходило «женам мужатым беззаконное осквернение и девам растление»). Местами и в XIX в., когда память о разгульных «ярилках» практически исчезла, на Всесвятской неделе устраивались «смотрины невест», когда девицы на выданье сходились в роще и проводили там весь день с играми и песнями, а парни высматривали себе пару.

В ярилины дни, как считали в народе, «особенно неотразимую силу» приобретают все любовные заговоры и чары, потому как и сам Ярила «любовь очень одобрял», покровительствовал свадьбам и чадородию. Вообще, ритуальный половой акт (коитус) являлся традиционной частью земледельческих культов, соитие людей соотносилось с оплодотворением земли, поэтому божества плодородия были также покровителями брака и деторождения, и зачастую считались «похотливыми»; к примеру, изображавшие Ярилу куклы обычно наделялись огромным фаллосом.

Создание кукол было частью особого ритуала – «похорон» Ярилы. Обряд этот чаще всего совершался на Всесвятской неделе, нередко – в Петровское заговенье, местами – на Троицу, в Петровки или в первое воскресенье после Петрова дня. При этом в одних и тех же местах иногда сосуществовали два Ярилиных праздника: на более раннем из них Ярилу приветствовали, а на другом – хоронили, сопровождая это действо слезами и смехом. Обряд «похорон» совершался примерно следующим образом: из соломы, тряпок, глины и пр. изготовляли «Ярилу», причем снабжали чучело «всеми естественными принадлежностями мужского пола»; его клали в гроб и носили или возили по улицам в сопровождении причитавших плакальщиц, затем выносили в поля и хоронили там, либо топили чучело в реке. Во многих местах гроб носили непременно пожилые люди (например, в Костроме это делал одетый в рубище старик), а кое-где устраивали шуточную процессию: парни накидывали на себя рогожи, изображая духовенство, «кадили» лаптем с тлеющим навозом, распевали непристойные песенки и т.д. Сразу после «похорон» начиналось веселье, устраивались игры, пляски и попойки.

Нередко вместо Ярилы, но в те же самые сроки, «хоронили» Кострому (рус.) или Костубонько (укр.). Имена этих персонажей, по мнению исследователей, следует возводить к слову «костерь», обозначающему мохнатую верхушку трав, «бородку колосьев», а также «жесткую кору растений, годных для пряжи». Может быть, здесь подразумевалось опускаемое в землю зерно. Кукла Костромы изготовлялась из соломы, т.е. ее имя могло образоваться и от используемого подручного материала.

В русских селах Кострому чаще всего «хоронили» в Духов день (первый понедельник после Троицы). Юноши и девушки делали из соломы чучело, наряжали его в сарафан, украшали цветами, клали на носилки или в корыто, с песнями выносили за село, после чего «хоронили Кострому», т.е. сжигали, топили или разрывали чучело на части. «Похороны» обычно сопровождались оплакиванием и причитаниями типа: «Кострома, Кострома, / Ты нарядная была, / Развеселая была / Ты гульливая была! / А теперь, Кострома, / Ты во гроб легла…» и т.д.; а сразу после «похорон» начинались шутки, смех и игры. То же наблюдалось и при «похоронах Кострубоньки»: это соломенное чучело делали в первый понедельник Петровок и погребали с причитаниями («Помер, помер Кострубонько, сивый, милый голубонько!..»), но при этом нередко исполняли и эротические песни «с неудобными для печати подробностями».

Как считают многие исследователи, «похороны» Ярилы и Костромы отражали важней­шую аграрную фазу: отмирание старого зерна (семени) и «перерождение» его в новое растение, с последующим вызре­ванием новых зерен на колосьях. Чучело – это воплощение растительной силы; сила эта с погребением куклы передается полям и Ярило-Кострома возрождается в новых злаках. Смешение же смеха и слез в ритуале «похорон», по-видимому, должно было показать, что умерший на самом деле не мертв: ему суждено воскреснуть вместе с проросшим зерном и с каждой новой весной возвращаться в мир живых.

«Передавание» растительной силы земле выражалось и в обряде «вождения колоса». Исполнялся он в Семик, Троицу или Духов день, либо в Петровское заговенье, обычно сразу после восхода солнца. Девушки и молодые женщины собирались вместе и выбирали «колосок» – красивую девочку лет десяти; ее одевали в нарядный сарафан, украшали лентами и венками. Затем все участницы разбивались на пары, девушки в каждой паре становились лицом к лицу и брались за запястья или за березовые поленья, образуя «дорожку». По этой «дорожке», опираясь на головы девушек, шла «колосок», причем каждая пара, которую девочка уже миновала, быстро перебегала вперед, продолжая «дорожку». Таким образом, под пение особых «заклинательных» песен, «вели колосок» до самого поля. Там процессия останавливалась, девочка соскакивала с рук и срывала горсть ржаных колосьев, а затем либо бежала к церкви и кидала сорванные колосья к ней, либо раскидывала стебли по дороге к деревне. Девушки в это время пели: «Ходит колос по селу, / Ходит от двора ко двору, / Со девицею, / Со красавицею! / Ой, лада!». По окончании обряда «разряжали колосок» – участницы снимали с девочки ленты и цветы и разделяли их между собой.

«Похороны» Ярилы, «вождение колоса» и «проводы» пребывавших на земле со времени Семика русалок по времени совпадали с проводами весны и могли иногда рассматриваться как единый ритуал. В народе считалось, что Петровское заговенье заканчивает весну и начинает лето, поэтому в этот день – последний раз перед постом и тяжелыми полевыми работами - устраивались непременные народные гулянья, которые продолжались у костров до поздней ночи; а «похороны» Костромы и «проводы» русалок становились частью молодежных игр. В Саратовской губ. в лице Костромы провожали весну, и девицы, исполняя обряд, пели: «Костромушку да наряжали, / Девки весну провожали. / Пройдет весна да Троица, / Все забавы скроются!». Обряд «вождения кобылки» (ряженых, покрытых рогожей и носивших на палке конский череп) в Русальное заговенье называли как «проводами русалки», так и «проводами весны»; поселяне, «проводив» русалку до ржаного поля и разрушив чучело, затем отправлялись на игрища, купание и т.д. («русалку проводили, теперь можно смело везде ходить»). Кое-где совершали еще такой ритуал: на закате солнца выходили за околицу, кланялись исчезающему светилу и говорили: «Прощай, весна красная, прощай! Ворочайся скорее опять!», а потом с песнями водили хороводы у костров.

Наталья Шапарова

© Babr24.com

ОбществоМир

6376

17.06.2011, 11:20

URL: https://babr24.info/?ADE=94218

bytes: 7963 / 7963

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Наталья Шапарова.

Другие статьи в рубрике "Общество"

Парламентские выборы в Монголии: предварительные итоги досрочного голосования за рубежом

Граждане Монголии, которые находятся за границей, получили возможность досрочно проголосовать на парламентских выборах с 20 по 23 июня. Согласно данным Центральной избирательной комиссии, участие в электоральной процедуре приняли 9760 человек из 13095 зарегистрированных и имевших право голоса.

Эрнест Баатырев

ОбществоОбществоОфициозМонголия

485

26.06.2024

Крупнейший в Азии углеобогатительный завод: Монголия закрепляется на рынке сырья

В Монголии введен в эксплуатацию первый блок завода по обогащению коксующегося угля. На данный момент этот завод занимает пятое место в мире и первое в Азии по размеру и предполагаемым объемам производства. За строительство объекта, которое стартовало в 2022 году, отвечает АО «Эрдэнэс Тавантолгой».

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкономика и бизнесНовосибирск

2402

25.06.2024

Помойка Каменка, или Первый затапливаемый фекалиями парк

В Новосибирске продолжается строительство уникального затопляемого парка Каменка. Уникальность в том, что на территории не будет твёрдых покрытий. Ситуация со сливом сточных вод не меняется, но сроки и стоимость активно увеличиваются. Сдать объект должны были ещё 15 октября 2023 года.

Адриан Орлов

ОбществоЭкономика и бизнесЭкологияНовосибирск

3303

24.06.2024

Новый импульс туристического сектора Монголии: о внедрении современных технологий

Монголия открыла новый туристический сезон внедрением системы Tax Refund. Эта система позволяет иностранным туристам возвращать налог на добавленную стоимость (НДС) с покупок, сделанных на территории страны.

Эрнест Баатырев

ОбществоТуризмЭкономика и бизнесМонголия

3020

24.06.2024

Инсайд. В Красноярске подорожает проезд: причины и следствия

Почему проезд в городских маршрутках поднимают сразу на 25%, и какую роль в формировании тарифа играют градостроительные ошибки? Поговорили на эту тему с председателем правления красноярской ассоциации пассажирских перевозчиков Михаилом Омышевым. Чем обоснован такой резкий скачок цен?

Кирилл Богданович

ОбществоТранспортЭкономика и бизнесКрасноярск

4365

22.06.2024

Монголия вступает в «Лондонские принципы»: новые стандарты для золотодобычи

Центральные банки Колумбии, Эквадора, Филиппин и Монголии стали первыми подписантами «Лондонских принципов», направленных на формализацию кустарного и мелкомасштабного золотодобывающего сектора (КМЗ).

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкологияЭкономика и бизнесМонголия

5015

20.06.2024

Эксклюзив Бабра. Андрей Шалимов о красноярской политике, губернаторах и сером кардинале. Часть 1

Андрей Шалимов родом из Красноярска. Окончил СФУ, по образованию Андрей – журналист. Но одной специальностью он не ограничился. Ещё окончил аспирантуру по философии и получил экономическое образование. После вуза Андрей занялся предпринимательской деятельностью в сфере медиа.

Анна Роменская

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

7094

19.06.2024

Экологический союз: Корея и Монголия борются с опустыниванием

Корея и Монголия объединились для реализации уникального проекта по созданию зеленого пояса. Этот проект, направленный на борьбу с опустыниванием, является не только свидетельством двусторонних партнерских отношений, но и примером совместных усилий по восстановлению деградировавших ландшафтов.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкологияМонголия

4405

18.06.2024

Надом в новых условиях: в Улан-Баторе проектируют новый стадион

В канун Надома, который в этом году пройдет с 11 по 15 июля, мэр Улан-Батора Нямбаатар Хишгээ объявил о масштабных планах по реконструкции центрального стадиона и строительству новой арены на 30 тысяч зрителей.

Эрнест Баатырев

ОбществоСпортЭкономика и бизнесМонголия

4626

17.06.2024

Телеграм Томска за неделю: лишение Фадеевой* мандата, назначения Чикова и Карпачёва

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в томском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 10 по 16 июня 2024 года включительно. Лишение Фадеевой* мандата Приговоренную к девяти годам колонии Ксению Фадееву* лишили депутатских полномочий.

Андрей Игнатьев

ОбществоПолитикаСобытияТомск

8649

17.06.2024

ТДСК хочет заткнуть рот журналистам

ОАО «Томская домостроительная компания» (ОГРН 1027000761040), принадлежащее экс-депутату Законодательной думы Томской области Александру Шпетеру, в очередной раз решило запугать журналистов. На этот раз застройщик-монополист зашёл через местное отделение Союза журналистов России.

Андрей Игнатьев

ОбществоЭкономика и бизнесТомск

8156

14.06.2024

Так хочется верить в людей! Судьба куйтунского блогера Игоря Перевалова

«Я привык верить людям» – именно с таким девизом несколько лет в медийном пространстве прогремел блогер и искусный мастер резьбы по дереву Игорь Перевалов, уроженец и житель поселка Куйтуна Иркутской области.

Лилия Войнич

ОбществоКультураСкандалыИркутск

12689

14.06.2024

Лица Сибири

Сибиряков Юрий

Меделянов Андрей

Шевченко Яна

Липунова Елена

Левченко Андрей

Астахов Михаил

Ручкин Константин

Душутин Николай

Николаев Максим

Варлашов Вячеслав