Как тратить меньше денег, но жить лучше
Одна из самых знаменитых теорий счастья гласит, что оно почти или никак не связано с богатством или покупательной способностью индивида.
Британский экономист Ричард Лэйард писал, что жизнь людей на Западе стала намного комфортнее, чем 50 лет назад, но они ничуть не счастливее, чем их предки.
В этом контексте в противовес безудержному потреблению энергично развивается новая тенденция — совместное потребление, которое ставит доступность вещей выше, чем право собственности на них. Появились «банки времени» (обмен услугами по принципу взаимопомощи), коллективное пользование автомобилями или офисами, поездки с попутчиками — карпулинг.
Альберт Каньигераль изложил суть этой модели в книге «Жить лучше, иметь меньше: открой для себя выгоды новой экономики сотрудничества». Каньигераль, как и Лэйард, замечает, что еще совсем недавно «общество судило об индивиде, исходя из его материального достатка, часто путем прямого сравнения с его соседями и друзьями». Но эта установка уходит в прошлое. Потребление не самоцель, а средство достижения благополучия, пишет Каньигераль.
Журнал Time включил совместное потребление в список «10 идей, которые изменят мир».
Как это возможно? Американский психолог Абрахам Маслоу полагал: когда человек удовлетворил свои базовые потребности, он стремится достичь следующего уровня достатка. Испанский клинический психолог Мария Хесус Алава возражает: «Когда удовлетворены базовые потребности, экономическое положение не является решающим фактором счастья, а в некоторых случаях мешает его достичь».
Алава полагает: потребность постоянно приобретать вещи и материальные блага — «ловушка, которую расставляет общество потребления», поскольку она «урезает свободу индивида, затрачивающего свое время и силы на приобретение». Самое опасное в этом порочном круге то, что человек, заполучивший материальные блага, снова ощущает подспудную неудовлетворенность и пытается утолить ее, приобретая еще и еще. Напротив, «люди, которые безвозмездно уделяют кому-то время или дарят свой труд и стремятся делиться чем-то с другими, чувствуют себя намного более счастливыми», — уверяет Алава.
Правда, Лэйард признает: рост доходов вызвал некоторое повышение уровня счастья даже в богатых странах. Но одновременно люди стали ощущать себя несчастнее из-за «менее гармоничных общественных отношений». Тут могло бы пригодиться совместное потребление. Его сторонники полагают: коллективное пользование благами не только экономически выгодно, но и само по себе полезно обществу.
Алава отмечает, что совместное потребление позволяет расширить свой жизненный опыт, причем деятельность обычно вселяет позитивные эмоции. Вдобавок эта тенденция «содержит некоторые элементы, которые, как нам сегодня известно, укрепляют ощущение счастья: она поощряет взаимоотношения с другими людьми, склоняет благодарить за помощь и взаимообмен, стимулирует новые впечатления, принятие решений, постановку четких целей для себя, сотрудничество и помощь людям, открытость для того, чтобы другие люди нам помогали, возможность проявить щедрость».
От редакции
Человек не может жить без развития потребностей. Ведь потребность в наслаждении и ее наполнение дают нам ощущение жизни. Без этого нет движения. А потребности человек получает с детства. Подрастая, он смотрит на окружающих людей – чем они живут? Желание быть похожим на них рождает в нем потребности, с которыми он идет дальше по жизни. Дело в том, что желания человека развиваются не только линейно, в сторону увеличения: у меня была повозка – хочу автомобиль, был маленький автомобиль — хочу большой, был большой автомобиль – хочу самолет… Такие представления о будущем достаточно примитивны. Смена повозки на автомобиль или самолет не дала чего-то принципиально нового. Наши желания развиваются не только количественно, но и качественно. А кризис, который мы сейчас переживаем, показывает, что прежний уровень потребностей мы уже реализовали. Материальные потребности, которые мы вырастили сверх необходимого для нормальной жизни уровня, природа не позволяет нам наполнить, поэтому новые желания должны перейти в другую плоскость. Ясно, что будущее развитие человечества может продвигаться только в сторону нашего социального развития и развития внутреннего.