Прибалт, который воодушевлен и очень талантлив
28 апреля исполнилось бы 95 лет Донатасу Банионису – вероятно, самому популярному в России литовцу на протяжении последнего полувека. Когда говорят о могучей «прибалтийской школе» советского кино, Банионис вспоминается в первую очередь. А фильмы, в которых он сыграл, еще долго будут смотреть у нас, в Литве, а в нескольких случаях – и во всем мире.
Изначально Донатас Банионис был сугубо театральным литовским актером. В кино он впервые снялся достаточно поздно – аж в 34 года. Однако успел сделать на экране столько, сколько удавалось лишь по-настоящему выдающимся и удачливым советским киноартистам. То есть Донатас не просто сыграл более чем в 50 фильмах – при этом он еще и снимался почти исключительно в «правильных» картинах. Большинство киноролей Баниониса запоминаются враз и надолго, а сами эти ленты с его участием прочно вошли в золотую сокровищницу отечественного синематографа.
Кинокарьера Баниониса, естественно, началась на его малой родине. В 1959 году он сыграл в фильме Литовской киностудии «Адам хочет быть человеком». Эта крепкая ретродрама стала дебютом не только для Донатаса, но и для того режиссера, который позднее и выведет его в суперзвезды советского кино. Речь о постановщике Витаутасе Жалакявичюсе, у коего Банионис снимался чаще, чем у кого-либо еще.
Звездный час и Жалакявичюса, и Баниониса (а кроме того – артистов Адомайтиса, Будрайтиса и Бруно Оя) пробил в 1965-м, когда всесоюзным хитом проката стал отменный литовский боевик «Никто не хотел умирать». Снятая на мировом уровне (как в плане драмы, так и в смысле экшена и саспенса), эта напряженная история из времен послевоенной гражданской резни в Литве в одночасье завоевала любовь и восхищение миллионов зрителей, а все актеры, исполнившие здесь главные роли, что называется, проснулись знаменитыми.
Именно после «Никто не хотел умирать» первоклассных литовских актеров стали активно зазывать в свои постановки ведущие режиссеры «Мосфильма» и «Ленфильма». И, кажется, именно Банионису везло чаще других – еще до конца 70-х он успел сняться у таких мэтров, как Савва Кулиш, Михаил Калатозов, Григорий Козинцев, Андрей Тарковский и Михаил Швейцер. Практически каждый второй фильм с Банионисом становился событием – ежели и не в прокате, так в кинокритике да на фестивалях.