Смертельная архитектура. Венской опере – 150!
150 лет назад, 25 мая 1869 года, в Вене премьерой оперы Моцарта «Дон Жуан» открылось здание Придворного оперного театра, который с 1938 года официально называется Венской государственной оперой – Wiener Staatsoper.
Вот уже полтора столетия Венская Штаатсопер остаётся оперным центром мира, как бы ни было обидно Метрополитен, Большому, Ковент-Гарден, Гранд-Опера и Ла Скала. В разные годы легендарным театром руководили великие композиторы и дирижёры, такие как Густав Малер, Рихард Штраус, Карл Бём, Герберт фон Караян, Клаудио Аббадо.
Сегодня Венская государственная опера – это репертуарный театр, показывающий по 300 спектаклей в год. Вместимость зала – 2200 мест, из которых 580 стоячих.
Решение о строительстве театра было принято в 1861 году, спустя два года был утверждён проект архитекторов Августа Зикарда фон Зикардсбурга и Эдуарда ван дер Нюлля. Однако возведённое здание подверглось жесточайшей критике за приземистость, безвкусие и отсутствие перед входом парадной лестницы, якобы необходимой для демонстрации нарядов. Тогдашний император Франц-Иосиф I и вовсе сравнил новый театр с вокзалом.
Неприятие общества дорого обошлось авторам архитектурного шедевра. Нюлль не выдержал нападок и покончил с собой в апреле 1868-го, а спустя два месяца от инфаркта скончался его коллега Зикардсбург. Таким образом, к моменту торжественного открытия здания его создателей уже не было в живых.
В 1945 году театр был разрушен американской бомбардировкой. Как выяснилось впоследствии, роковую роль сыграла метафора Франца-Иосифа – слабо ориентирующиеся в местной топографии лётчики перепутали театр с вокзалом.
Для восстановления оперной святыни потребовалось больше времени, чем на её строительство – десять лет. Свой второй день рождения Венская государственная опера отметила 5 ноября 1955 года премьерой оперы Бетховена «Фиделио».
Отдельная история Венской оперы – ежегодные Венские балы. Начиная с 1877 года (с перерывом на реконструкцию), на одну февральскую ночь фойе, зрительный зал и сцена главного театра музыкальной столицы Европы превращаются в огромный танцевальный зал, куда могут попасть все желающие, у которых есть фрак или вечернее платье, деньги на входной билет и прозорливость, чтобы этот билет достать.