Скала Шаманка
Главная святыня Байкала может потерять свой статус?
На острове Ольхон рядом с посёлком Хужир находится скала Шаманка - знаменитая двухвершинная мраморная скала, одна из девяти святынь Азии, ставшая своего рода визитной карточкой озера, одним из самых знаменитых ключевых образов Байкала. На этом мысе находится священная пещера, в которой приносили жертвы и давали обеты со времени появления первых шаманов.
Дворец для Великого Духа
Обычные люди воспринимают Шаманский мыс обыкновенной красивой скалой, а ольхонские шаманы в состоянии онго представляют её в виде хрустального круглого дворца-башни со спиральной лестницей, возносящейся к небу. В этом призрачном дворце - местопребывание главного божества Байкала.
В давние времена почитание скалы было настолько велико, что многие поколения людей приезжали на остров специально - поклониться духам этого места. На Шаманском мысе ольхонские буряты давали клятвы, чтобы снять ложное обвинение или отстоять свою честь. Сюда приезжали бездетные с просьбой о даровании детей. Уважительно и с почестями, с поклонами и обрядами обращали паломники свой взор и молитвы к святому месту. Ни один из местных жителей, даже следуя по особо важным делам, не решался проскакать мимо мыса верхом на коне. Копыта лошадей обвязывались сверху кожей, чтобы не цокали и не тревожили покой Великого Духа. Путники спешивались и проводили животное следом на поводу. Женщинам запрещалось приближаться к мысу, и они обходили это место за две версты. Мыс долгое время был запретной территорией для посещения людей, только шаман имел туда право доступа.
По рассказам старожилов, в первом десятилетии ХХ века для молебствия около скалы, обычно зимой, приезжали сотни лам из дацанов Забайкалья. Монахи верили, что в пещере мыса живёт бог, в незапамятные времена переселившийся сюда из Монголии в поисках спасения. Поэтому ламы из всех 34 действующих в Бурятии дацанов обязательно приезжали сюда молиться.
Легенда под угрозой?
Известный российский учёный В.А. Обручев, производя в 1889 г. геологические исследования на Ольхоне, писал: «…но всего замечательнее суеверный страх, который ольхонские буряты питают к пещере. Мимо Шаманской скалы нельзя проезжать на колёсах, а только верхом или в санях, почему в летнее время сообщение между западной и восточной частями Ольхона производится только верхом, да и то в редких случаях, так как буряты вообще неохотно ездят мимо пещеры; кроме того, в том случае, если в одном из родов есть покойник, членам этого рода, т.е. целой половине острова, запрещалось проезжать мимо пещеры в течение известного времени; по этой причине мой проводник - бурят из Долон-аргуна довёл меня до Хужира и вернулся назад, я же проезжал с другим крещёным бурятом мимо пещеры до улуса Харанцы и здесь взял другого проводника; на обратном пути было то же самое».
На южной стороне скалы, обращённой в сторону Хужира, отчётливо видно изображение мифического дракона. В легенде говорится: «В давние времена опустившийся на землю сын Божественного Неба, ставший владыкой Ольхона, обосновался на самой высокой вершине острова - горе Жима, чтобы обозревать постоянно свои новые владения. Его покой у подножия горы стерегла змея огромных размеров, подобная дракону, Абарга могой - прародитель и царь всех змей. Когда у него появился сын Хан Шубу-нойон, ходящий в виде орла-беркута, свой призрачный дворец на вершине он уступил ему, а сам перебрался в пещеру скалы Шаманки. Вместе с ним ушла на дно Байкала охраняющая его змея, только его голова и кончик хвоста остались на поверхности навеки печатью своего профиля, запечатлённые ныне на новом призрачном дворце Хан Хутэ-баабая - скале шаманского мыса».
Полюбоваться этим чудом природы приезжают и сейчас, но поведение приезжих нашего времени кардинально отличается от поведения наших предков. Запретная пещера, где обитает дух владыки острова, стала многолюдной от свободно посещающих её туристов, а на священных скалах люди стали оставлять свои «автографы». Главная святыня Байкала - скала Шаманка покрывается варварскими надписями и рисунками, подобно городским остановкам, сплошь заклеенным объявлениями. Как говорят шаманы, духи главной святыни Байкала в конце концов могут разгневаться на людей и покинуть это место. А вместе с ними уйдёт с Ольхона и его притягательная сила, которая так влечёт сюда туристов.