Блогнот. На меня обидятся буряты
Сейчас на меня обидятся буряты. А русские патриоты занесут в очередной "расстрельный" список.
Но когда я рассказываю в Туве, как Бурятия отмечает национальный праздник - никто мне не верит. Не верит, что стадион заполнен на 10% - пятачок перед эстрадой. Что борцы выходят в кроссовках. Что все комментарии не на бурятском языке (многие просто не поймут родного) и духовой оркестр, вместо национального, ожидаемо играет свой репертуар: классические вальсы.
Как это сочетается с бурятской борьбой - смотрите сами.
Рефери на поле в шортах и майках, как на пляже, а ведущий может обратиться к зрителям с предложением, сделать разминку, как это делают аниматоры на увеселительных мероприятиях: положите руки на плечи соседа и разомните - ать-два и веселый смех.
Поднятие гирь - никак не национальный вид спорта, камней валунов - да, но никак не армейские развлечения на те же ать-два.
Это настолько не укладывается в тувинской голове, что подобное на национальном празднике было бы просто кощунством, достойным мордобития и народных бунтов; несмотря на то, что традиция празднования Наадыма и национальная борьба "хуреш" были разрешены после 70 лет запрета только в перестройку - каноны не менялись, а лишь корректировались, с оглядкой на Монголию, в которой традиция не прерывалась.
Почему же буряты, кровные родственники монголов или даже собственно монголы, только обрусевшие - имея такие близкие связи и возможность восстановления утраченного, пренебрежительно относятся к своей культуре?
Мало кому интересен бурят, тувинец, хакас etс, без бэкграунда, без родного языка, без навыков и знаний, которыми он может удивить, пополнить твои представления о мире. Просто хороших и образованных людей полным -полно в мире и без них. Но человек, донесший до сегодняшнего дня миры иных культур - намного интереснее, важнее, значимее.
145 млн. русских не потеряют ничего, если горстка бурятов и хакасов, тувинцев и чукчей сохранят свой язык, свои песни, свои игры и предания. Влить их безликой массой, знающей только русский язык в котел "государственной национальности" - не значит сделать их русскими, а скорее второсортными гражданами, не имеющими за спиной ни истории, ни памяти, а лишь чувство ущербности и неполноценности.
Кроме поз (бууз - правильно) и монахов (лам) для меня в Бурятии нет ничего, что позволяло бы называть республику национальным регионом. Ну, еще позволяют петь и танцевать.
Для сравнения (не для хвастовства) прилагаю любительскую съемку гостя Тувы с открытия тувинского "сурхарбана" в тувинской по сути, деревне - Чадаана, где родился г-н Шойгу и куда в этом году переместили Наадым.