Джида: мёртвые останки великой державы. Репортаж Бабра

Начиная с 2019 года, репортажная группа Бабра совершает экспедиции по всем районам Бурятии. О своих наблюдениях Бабр рассказывает в серии репортажей.


Село Джида появилось в легендарном "сталинском" 1937 году при строительстве железнодорожной ветки от Улан-Удэ до Наушек (ныне Трансмонгольская магистраль). Село начиналось с нескольких бараков для строителей железной дороги.

Поселок был назван по реке Джида, на берегу которой он и находится.

В 1968 году, после резкого обострения советско-китайских отношений, поселок Джида определен как базовый для авиационной истребительной группировки, нацеленной на нового врага. В том же году в поселке был построен военный аэродром и дислоцирована авиационная часть. Изначально на вооружении авиаполка стояли истребители МиГ-15, один из которых установлен на въезде в село в качестве памятника.

В 1974 году в Джиде была размещена зенитно-ракетная бригада. Поселок окончательно стал военным. Все гражданское население трудилось в воинских частях или на их обеспечении. Поселок находится далеко от основной трассы Улан-Удэ - Закаменск, что позволяло обеспечивать достаточную секретность воинских частей.

Из гражданских предприятий в Джиде существовали только перевалочная база Джидинского вольфрамо-молибденового комбината (который, вопреки названию, находился в городе Закаменске), и нефтебаза, также обслуживавшая в основном воинские части.

В 2012 году воинские части были передислоцированы из Джиды. Все предприятия закрыты. В поселке царит безработица и депрессия.

Замаскированные ангары бывшего военного аэродрома. Сейчас - пристанище ветра и бродячих собак.

Местная ТЭЦ. Пока еще работает.

Все, кто мог, уже уехали из Джиды. Остальным ехать некуда.

Сияющая и весьма приличная школа создает жуткий контраст с остальной Джидой. Школы строятся и ремонтируются по федеральным программам, распорядители которых обращают мало внимания на реальность. И на том спасибо.

Население в бурятской Джиде преимущественно русское, поэтому церковь здесь есть, а дацана нет. Как ни странно, но церковь мало популярна в селе, что необычно для депрессивных населенных пунктов.

Судя по заборному творчеству, с православной церковью в Джиде успешно конкурируют протестанты. Впрочем, их хватает по всей сельской Бурятии.

Все заборы в Джиде, не охваченные протестантскими художниками, исписаны обещаниями выпускников вернуться. Кроме этих обещаний, в селе не остается ничего...

Ветка на перевалочную базу Джидинского вольфрамо-молибденового комбината. Комбинат давно закрыт, шлагбаум поставлен, видимо, навсегда.

Здесь был книжный магазин. Затем продуктовый магазин. Затем ничего.

Брошенные дома никто даже не разбирает на дрова. Останки былого менталитета не позволяют брать чужое. По крайней мере пока.

Вокруг Джиды очень красиво. При желании здесь могла бы быть туристическая Мекка. При желании. И не в этой стране.

Бывший военный городок. По инерции охраняется - это всё ещё имущество Минобороны. В городке никто не живет, в домах выбиты стекла, они быстро разрушаются.

КПП военного городка. Пока еще функционирующее. Хотя всем уже безразлично, кто паркуется рядом и кто фотографирует когда-то секретный объект.

В селе до сих пор живут три тысячи человек. Где они - непонятно. На улицах пусто, на трассе, ведущей в райцентр Петропавловку и Улан-Удэ, можно встретить всего пару машин в день. Село-призрак.

URL: https://babr24.info/bur/?IDE=220506

bytes: 4716 / 3464

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Бурятии:
[email protected]

Автор текста: Лера Крышкина, журналист.

На сайте опубликовано 2229 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "История" (Бурятия)

Монгольский праздник лета: о значении Надома для монголов

Надом — традиционный монгольский праздник, который представляет огромный интерес не только для жителей страны, но и для ее гостей. Множество туристов посещает Монголию в середине июля, чтобы стать частью этого масштабного действа.

Эрнест Баатырев

ИсторияКультураОбществоМир

21101

13.07.2023

Какая будет судьба у Дубайского сеттльмента?

Тема про Дубай возникла в школе, во время упражнения на рассуждение, которое я задаю своим ученикам для развития мышления и навыков выступления. Одна из учениц выступила с весьма развернутыми тезисами о том, что она хочет жить в Дубае. Ее позиция была хорошо продумана и аргументирована.

Дмитрий Верхотуров

ИсторияПолитикаМир

27024

28.06.2023

Инсайд. Буддизм, Бурятия и институт Хамбо лам

Буддизм в условную Бурятию пришел в период правления основателя империи Юань монгольского хана Хубилая. При нём буддизм стал государственной религией.

Пётр Нокс

ИсторияРелигияПолитикаБурятия Монголия Китай

49838

16.01.2023

Инсайд. Где страна Баргуджин Токум?

Интереснейший японский документальный фильм 1936 года о баргутах, части бурятского народа, живущей в Автономном районе Внутренняя Монголия КНР (округ Хулун-Буир). В фильме показаны обыденная жизнь, быт баргутов.

Пётр Нокс

ИсторияКультураПолитикаБурятия Монголия Китай

37242

28.12.2022

Инсайд. О корнях монгольской государственности

Пока странствовал по Непалу, пропустил важное событие, произошедшее в Бурятии. Там собрание жителей сельского поселения Нарсатуйское определило новую дату основания села, 1177 год. Решено, что поселение ведëт свою историю от дворца меркитского кагана, руины которого расположены поблизости.

Пётр Нокс

ИсторияБурятия Монголия

7553

07.12.2022

Инсайд. О вхождении Бурятии в состав России

Вхождение Восточной Бурятии в состав России Как выяснилось, вопрос до сих пор изучен не особенно хорошо, а еще хуже дело обстоит с популяризацией хотя бы того, что изучено.

Пётр Нокс

ИсторияБурятия

6685

12.09.2022

Блогнот. О феминистской революции в Бурятии

Феминистская революция в Бурятии . Или как объяснить парадокс матриархального патриархата у бурят? Формально у бурят семейные устои зиждятся на главенстве в доме мужчины, но если копнуть глубже оказывается наоборот.

Андрей Светлов

ИсторияКультураОбществоБурятия

24224

14.02.2022

Блогнот. Встречались ли Агван Доржиев и Соодой-лама?

Трудно сказать, встречались ли когда-либо Цыден Соодоев и Агван Доржиев? На сей счет, возможно, некоторую информацию могут дать архивные материалы из фондов местных дацанов?

Андрей Светлов

ИсторияРелигияБурятия Россия

9258

08.12.2021

Джида: мёртвые останки великой державы. Репортаж Бабра

Начиная с 2019 года, репортажная группа Бабра совершает экспедиции по всем районам Бурятии. О своих наблюдениях Бабр рассказывает в серии репортажей.

Лера Крышкина

ИсторияТуризмАрмияБурятия

21094

28.10.2021

Это подготовка к осмеянию Победы?

1 июля 2021 года президент России Владимир Путин подписал очередной закон, предписывающий как нам теперь понимать историю.

Дмитрий Верхотуров

ИсторияПолитикаМир

64524

18.07.2021

Найдены детали, позволяющие разгадать тайны пирамиды Хеопса

Сотрудница шотландского университета в ходе разбора коллекций обнаружила пропавшие почти век тому назад фрагменты кедрового дерева, представляющие ценность. Фото с vsluh.

Есения Линней

ИсторияНаука и технологииМир

12655

29.12.2020

Врач Кирилов и его окружение

Вечность оказалась совсем не страшной и гораздо более доступной пониманию, чем мы предполагали. Валентин Катаев, «Святой колодец». Николая Васильевича Кирилова с молодости окружали люди незаурядные.

Дмитрий Андронов

ИсторияБурятия

16228

21.12.2020

Лица Сибири

Сорокина Юлия

Гордина Юлия

Стоянов Вячеслав

Труфанов Николай

Юзвак Светлана

Козак Игорь

Аникин Валерий

Молоков Виталий

Юдин Сергей

Чайкисова Анастасия