Художник снимает жизнь. Назад, в 70-е...
В пустующей фотолаборатории детского дома 13-летний мальчишка освоился быстро. В ней он печатал чёрно-белые фотографии небольшого размера: пацан экономил фотобумагу. Покупал он её на деньги, вырученные от сданных пустых бутылок. Их ребята собирали на берегу Бирюсы, чтобы помочь Борьке купить фотоматериалы…
Это было в семидесятые годы прошлого столетия. 13-летний Боря Мухаметшин, воспитанник Бирюсинского детдома, из всей орды своих сверстников выделялся тем, что он был единственным обладателем собственного фотоаппарата.
Семиклассник фотографировал жизнь. Он снимал своих друзей и подружек, учителей и воспитателей, простых деревенских колхозников и бродящих в окрестностях села животных. С фотоаппаратом пацан не расставался никогда и постоянно искал интересные сюжеты, старался кого-то подловить в самый неожиданный момент…
- В нашем детском доме дважды в год коллективно праздновали дни рождения воспитанников, - вспоминает Борис. - Фабрики и заводы Тайшета и Бирюсинска по этому случаю делали детям подарки. Моему однокласснику Вове Шедису (сейчас он живёт в селе Рождественка Тайшетского района) вручили фотоаппарат. Собственно, ему он не был нужен, а я о таком подарке мечтал давно. Поэтому мы поменялись: я отдал ему скопленные у меня 10 рублей, а он мне «Чайку-3» с 72 кадрами.
Однажды разнорабочий детдома Ваня Монич, которого все знали как человека, который ни разу не отказывался от выпивки, попросил Бориса сфотографировать на память его семью. Так юный фотолюбитель получил свой первый гонорар - рубль пятьдесят мелочью. На них он купил фотобумагу, химикаты и плёнку. Другого счастья было и не надо…
Борис Мухаметшин родился в маленькой деревеньке Шаховск Аларского района. В шестилетнем возрасте он остался без родителей. Его отец – крымский татарин - пропал без вести после многотысячной демонстрации в Ташкенте. Мать в том же году умерла.
Так сирота оказался сначала в Тулунском детском доме, а потом и в детдоме села Бирюса Тайшетского района. Именно оттуда он уже четыре десятка лет несёт своё увлечение фотографией.
После детдома парень поступил в Тулунское педучилище на специальность «учитель черчения и рисования». Потом ушёл в армию, а после неё учился в Строгановке - Московском высшем художественно-промышленном училище.
К тому времени навыки фотографирования уже вышли далеко за рамки обычного любительства, и студент стал сотрудничать с двумя столичными газетами. Вместе с другом - пишущим журналистом – они ездили по предприятиям и организациям: тот брал интервью, а Борис снимал.
Другой приятель Мухаметшина – Геннадий Тищенко, работавший на центральном телевидении режиссёром-мультипликатором, был широко известен в узких кругах благодаря двум его мультипликационным видеоклипам группы "Дюна". В разгул перестройки он предложил Борису стать главным фотографом двух новых журналов - "Комильфо" и "Особняк 16".
- Работать фотографом в этих журналах было интересно, - вспоминает бывший воспитанник Бирюсинского детдома. - Тогда мы с редактором посетили много интересных людей. Я побывал в домах и гримерных Дмитрия Харатьяна, Любови Полищук, Армена Джигарханяна, Ильи Глазунова и многих других. Дружил с Джуной – актрисой и ясновидящей, у которой тогда собиралось много известных людей. Был знаком с Андреем Разиным, который в ту пору работал над созданием культовой группы "Ласковый май". С Сергеем Зверевым, который только-только приехал в Москву и как раз начинал свою карьеру. С Николаем Сафроновым, который позже стал называть себя Никасом, звездой от изоискусства.
Вращение в гламурных столичных кругах не застлало Борису глаза, не оторвало его от сибирских корней. Он часто приезжал к родственникам в Иркутскую область и в детдом в Бирюсе. И продолжал снимать. Эти фотографии регулярно печатались в журналах и газетах уже закатывающегося Советского Союза. А на фотоконкурсах и выставках снимки имели высокую популярность: всем была интересна жизнь далёкой Сибири.
Около 20 лет назад, когда советские власти приподняли железный занавес, Борис перебрался в Швецию: тогда многие творческие люди отправились в поисках счастья в западные страны, где искусство ценилось (и оценивалось) выше, чем в родном СССР.
- Фотография для меня всегда была только хобби, - делится он. - На жизнь, фототехнику и материалы я зарабатываю в основном по моей профессии художника. Давно выполняю заказы на портреты маслом и акварелью, пишу картины для выставок и галерей.
За эти годы он организовал 25 персональных выставок, участвовал в международных салонах. А однажды получил заказ на портрет от королевской семьи, от принцессы Мадлен.
Творческие планы Бориса Мухаметшина простираются далеко: в обозримом будущем он планирует в сотрудничестве с шведским издательством выпустить альбом о Сибири.