Кино-2013: Фантастическая чепуха
В прокате Иркутска и области – фантастический боевик «После нашей эры», первый всесторонне провальный блокбастер с участием Уилла Смита.
«После нашей эры» (After Earth) (12+). Режиссер: М. Найт Шьямалан. США, 2013
Через тыщу лет после апокалипсиса космический корабль терпит крушение на планете, населенной лишь дикими зверями. Планета зовется Землей, жившие на ней раньше люди давным-давно нашли для себя более теплое местечко во Вселенной. Генерал же Сайфер (Уилл Смит) приземлил свою посудину на обезлюдевшую планету столь ловко, что сломал себе обе ноги. Поэтому он вынужден отправить чинить спасательный маяк, расположенный за сотню километров от крушения, своего четырнадцатилетнего сына Китая (Джейден Смит). Пересиливая страх смерти (и еще более сильную боязнь опозориться в глазах сурового отца), подросток выходит на поверхность недружелюбного небесного тела…
Такое ощущение, что здесь талантливый отец силится подражать своему бесталанному сыну, а вовсе не наоборот
Начнем с самого важного: перед нами не что иное, как главный художественный кинопровал текущего полугодия. Впрочем, настолько же смехотворный киношный пшик в обличии высокобюджетной фантастики, пожалуй, не раздавался и в течение нескольких последних лет. Прошлогодний «Облачный атлас», отличившийся суперсумбурностью и вздорным кастингом, рядом с «После нашей эры» выглядит прорывом.
Общепризнанному уже художественному ничтожеству данной картины явно будет соответствовать и ее финансовая судьба. По крайней мере в Штатах фильм сейчас прокатывается с превеликим скрипом, и это первый случай такого рода в доселе блистательной карьере Уилла Смита – актера, два десятилетия подряд считавшегося гарантом заоблачных сборов.
Едва ли стоит винить в плачевном результате этого прожекта бедолагу М. Найта Шьямалана, режиссера, начинавшего с постановки суперхитов («Шестое чувство», «Таинственный лес»), но последние лет восемь снимавшего амбициозную ерунду, вызывавшую законное презрение тех немногих зрителей, которые ее посмотрели.
На постоянный приказ отца к сыну встать на одно колено под конец фильма уже невозможно реагировать без раздражительного стона
Похоже, хитрован Смит специально воспользовался ущербной фигурой Шьямалана как ширмой, которой всегда можно прикрыться в случае неудачи. Примерно так оно и получилось: все шишки летят в приглашенного постановщика, которому теперь вряд ли доверят снимать что-либо, кроме дешевых мыльных опер.
Горькая правда в том, что единственным, ради чего этот проект вообще запустился, является непомерный непотизм Уилла Смита. Чернокожая сверхзвезда до того усердно продвигает в знаменитые артисты своего юного отпрыска Джейдена, что на это невозможно смотреть без слез – прежде всего слез стыда за кумира миллионов. Ситуация отягощается тем, что отрок Джейден пока что производит впечатление не более чем бестолкового увальня – ничуть не одаренного и даже нимало не обаятельного.
А еще тут на редкость уродливые в своей неестественности компьютерные звери
Впрочем, Уиллу можно отдать должное уже и за то, что он не стал скрывать свой статус основного вдохновителя проекта «После нашей эры». В финальных титрах белым по черному сказано: «сюжет Уилла Смита». Однако сценарий написан-таки козлом отпущения Шьямаланом – и его рука, что греха таить, очень чувствуется на всем протяжении утомительной картины. Ключевым изъяном этого небесталанного режиссера всегда числилось патологическое отсутствие чувства юмора. Таким образом, чтобы снять по-настоящему плохой, катастрофически ужасный фильм, Найту понадобилось всего ничего – сплавить свою стоеросовую серьезность с дуболомным самодовольством семейки Смитов.