Игры в большое кино
продолжаются на региональном уровне
Региональный кинематограф Сибири с каждым годом набирает все большие обороты. Но если еще года три назад появление на больших экранах художественного фильма местного производства вызывало самый широкий интерес общественности (причем независимо от качества и имен создателей), то сейчас публика становится все более придирчивой, в то время как количество доморощенных художественных картин растет как на дрожжах. Только в этом году иркутяне могли посмотреть в своих кинотеатрах уже три фильма, снятых различными местными студиями — к прокату готовятся еще три. Впрочем, пока это количество совсем не перерастает в качество.
Фото Екатерины Рябининой
Как ни странно, кинематографический ветерок задул в Иркутске с востока, а именно из соседней Бурятии, где по неведомым причинам около трех лет назад случился настоящий кинематографический бум. Все началось с комедии «Чайник», созданной на собственные средства местными энтузиастами. Несколько бывших кавээнщиков сняли нехитрую историю о том, как четверо парней из Улан-Удэ в складчину покупают подержанную «Тойоту Чайзер», в бурятском простонародье именуемую «Чайником». Кое-как сняв и смонтировав свою дебютную картину (ни у кого из участников процесса не было специального образования), создатели «Чайника» договорились с местными кинотеатрами о его прокате. Как говорится, на следующий день ребята проснулись знаменитыми. Местные жители с удовольствием пошли в кино (и не по одному разу), чтобы увидеть на большом экране историю, происходящую в их собственном городе, то есть, по сути, про себя. Авторы не озвучивают прибыли с проката, однако тот факт, что через некоторое время этой же командой были сняты еще несколько фильмов («Улан-Уdance», «Решала», «Буузы»), а до конца этого года в бурятском прокате появится и «Чайник-2», говорит о многом.
Еще одним коммерчески успешным релизом бурятских, правда уже других, кавээнщиков оказалась комедия «На Байкал», выпущенная осенью 2011 года. В этой истории студент петербургского института кинематографии Валентин прилетает в Улан-Удэ, чтобы снять документальный фильм о Байкале, а вместо этого попадает в череду приключений, в том числе и любовных. Авторы решили сыграть сразу по-крупному: найдя поддержку у спонсоров, пригласили пару «звезд федерального уровня», снявшихся в сильно эпизодических ролях. В частности, лидера группы «Ногу свело» Максима Покровского не только задействовали в эпизоде, но и заказали ему заглавную песню «Ангара» для саунд-трека картины. Как признавались сами киношники, львиная доля бюджета всего фильма как раз ушла на оплату его гонорара. Хорошая рекламная раскрутка и наличие известного певца, а также красивые виды Байкала, сделали свое дело, и создателям не только удалось отбить бюджет картины, но и прилично заработать. «На Байкал» показали не только в Улан-Удэ и Иркутске, но и в Чите, Красноярске, Томске, Новосибирске, Москве. Оказалось, с непрофессиональными актерами, отсутствием режиссерского опыта и отвратительно сведенным звуком можно делать кино, которое приносит деньги. За время проката (по данным портала «Кинопоиск») картину посмотрели почти 100 тыс. человек, которые заплатили за это в общей сложности чуть менее 10 миллионов рублей.
Как ни странно, кинематографический ветерок задул в Иркутске с востока, а именно из соседней Бурятии, где по неведомым причинам около трех лет назад случился настоящий кинематографический бум.
Через год при поддержке уже иркутских коллег по «клубу веселых и находчивых» в прокате появилась вторая часть комедии «На Байкал», скроенная второпях за три месяца по той же схеме, но с еще более худшим с художественной точки зрения результатом. Главные герои просыпаются с похмелья и решают ехать на Байкал отдыхать. На побережье они встретят девушек, с одной из которых у одного из парней к финалу случится любовь. В фильме опять присутствует «звезда федерального уровня» — в небольшом эпизоде занят актер Александр Баширов, а саундтрек в этот раз заказали группе «Каста», рифмующей в припеве: «Катим на Байкал — хватит мять бока».
Еще одним заметным проектом местного регионального кинопроизводства стал фильм бурятского режиссера Баира Дышенова, две короткометражные работы которого успели засветиться на ведущих кинофестивалях Европы. Профессиональный (и, что важно, взрослый) режиссер, возглавляющий собственную студию «БурятКино» решил переключиться с арт-хауса на коммерческий кинематограф и снял лирическую комедию о русско-бурятской любви «Отхончик. Первая любовь». В ней иркутский юноша влюбляется в бурятку и решает на ней жениться к первоначальному ужасу родственников с обеих сторон, которые затем принимают выбор детей. Несмотря на наличие профессиональных актеров (в основном из театральной среды Иркутска и Улан-Удэ), а также оператора, художника-постановщика, художника по свету и звукорежиссера из иркутской студии «Феникс», картина получилась слабой не только на уровне сценария, но и всего остального. Картинка вроде бы была красивая, и артисты старались изо всех сил, но шутки оказались несмешными, конфликт надуманным, а сам фильм — страшно затянутым и скучным.
К сожалению, это общие черты для кинематографа регионов, и то же самое демонстрирует еще одна местная кинокартина, которая выйдет в иркутский прокат 27 августа, между прочим в День российского кино. В этот день в иркутском КДЦ «Художественный» состоится премьера фильма «Чужая жизнь» начинающего режиссера Геннадия Костылева. Фильм снят в пока еще редком для наших краев жанре криминальной драмы. Также интересно, что это первый фильм, вся команда создателей которого проживает в городе Ангарске. Впрочем, съемки велись 50 на 50 и там, и в Иркутске. В фильме, как и в большинстве региональных картин, опять заняты непрофессиональные артисты, которые (отмечается в пресс-релизе) «прошли краткосрочные курсы актерского мастерства». Звукорежиссер и оператор, выступивший также и монтажером, тоже никогда не учились этому делу специально. По сути, единственным, кто имел хотя бы какой-то опыт и соответствующее образование, оказался режиссер фильма Геннадий Костылев, окончивший Восточно-Сибирскую академию культуры и искусств в Улан-Удэ. Снявший не очень удачный, по его собственным словам, первый фильм «Стилист», он «учел все ошибки» и постарался сделать свою новую картину более качественной. Сам, кстати, написал и сценарий, на который потратил около полугода.
Непритязательный зритель все еще продолжает спонсировать местный кинематограф, тем самым стимулируя появление все новых и новых картин плохого качества, а их создателям почему-то не приходит в голову потратить эти деньги на что-то более полезное, чем производство кино столь низкого уровня.
Согласно сюжету, один успешный предприниматель по имени Дмитрий Анатольевич проигрывает в бильярд своему партнеру по полукриминальному бизнесу год жизни. По условиям спора проигравший должен отправиться в чужой город без денег, друзей и связей и суметь выжить там. Нетрудно догадаться, что таким городом для Димы оказывается Иркутск, в который тот и отправляется на рейсовом автобусе. Как он справится с этим испытанием, желающие смогут увидеть сами, однако стоит сказать, что на протяжении 76 минут (общая продолжительность фильма) зрители увидят и бандитские разборки, и перестрелку, и драки, и даже одну постельную сцену. Режиссер постарался сделать все как в настоящем большом кино, но, к сожалению, все это пока выглядит слишком уж местечково и непрофессионально.
С другой стороны, эта картина уже идет в прокате в ангарских кинотеатрах, где, по словам Геннадия Костылева, уже нашла около двух тысяч зрителей. Также фильм демонстрируется и в Улан-Удэ, где его посмотрели уже около тысячи человек. Даже этого уже почти хватило на то, чтобы отбить скромный бюджет «Чужой жизни» — порядка 500 тысяч рублей. Но свою лепту, вероятно, еще внесет и иркутский зритель — фильм в иркутском КДЦ «Художественный» будет демонстрироваться в течение двух недель. Получается, что непритязательный зритель все еще продолжает спонсировать местный кинематограф, тем самым стимулируя появление все новых и новых картин плохого качества, а их создателям почему-то не приходит в голову потратить эти деньги на что-то более полезное, чем производство кино столь низкого уровня. Например, для начала на собственное обучение этому непростому ремеслу.