Вампилову построили музей
на антресолях
Постоянная музейная экспозиция, посвященная жизненному и творческому пути драматурга, открылась в Культурном центре Александра Вампилова 19 августа, в его 76 день рождения. Этого события фонду имени драматурга пришлось ждать более 17 лет, за которые тщательно собирались и бережно хранились экспонаты для будущего музея: личные вещи, документы, записки и автографы. Теперь в Иркутске, где великий драматург написал абсолютное большинство своих произведений, есть настоящий дом-музей Александра Вампилова.
Фото Яны Ушаковой
Концепция музейной части Культурного центра Александра Вампилова, расположившейся на антресолях, была заказана известному иркутскому дизайнеру и художнику Владимиру Дейкуну, который нашел довольно смелое и неординарное решение. Экспозиция выстроена таким образом, что косвенно отсылает зрителей к пьесе Вампилова «Прошлым летом в Чулимске». Витрины с личными вещами драматурга в правой ее части и стены — в левой напоминают забор, который по сюжету произведения все время чинит главная героиня Валентина. В оформлении вообще использовано много дерева, что как бы одомашнивает этот небольшой музей. «Собственно, и само название экспозиции — «На антресолях» — было выбрано не только потому, что она действительно находится в этой части дома, но и по причине уютности этого слова», — рассказывает директор Культурного центра Александра Вампилова, заместитель председателя правления фонда имени драматурга Галина Солуянова.
Рассказ о драматурге начинается от самых первых лет его жизни и ведет к его посмертной славе. От поселка Кутулик, в котором он провел детские годы, — к учебе в Иркутском университете, а затем и к работе в газете «Советская молодежь». От первых публикаций под псевдонимом Санин; записных книжек и блокнотов; от любимых пластинок и ранних набросков — к спектаклям (целый подиум занимают макеты сценографии спектаклей по вампиловским пьесам, подаренные различными театрами) и книгам, изданным на иностранных языках. От витрины к витрине (большая часть вещей находится под стеклом, поскольку 80% экспонатов подлинные) экспозиция становится все более интересной. Так, если в начале на стенах только фотографии и копии документов, прикрепленные обыкновенными канцелярскими кнопками, то дальше появляются личные вещи. Кресло из редакции газеты «Советская молодежь», в котором любил сидеть драматург; гитара, коробочка для рыбной ловли с принадлежностями, несколько печатных машинок, письменный стол… Есть даже жилет, который он надевал на предпремьерную репетицию «Старшего сына» в ноябре 1969 года, а также белая кепка, которая была на нем в день трагической гибели в августе 1972 года, за два дня до 35-летия.