Смотрим выставку Анри де Тулуз-Лотрека
В дизайне есть правило «трех секунд». Даже если вы слышите о нем впервые, то уже догадались, о чем оно. Все верно: реклама должна быть максимально броской и информативной – дольше трех секунд ее не смотрят. Впрочем, исключения есть. Но чтобы стать им, нужно войти в историю. Например, как французский постимпрессионист Анри де Тулуз-Лотрек.
Афиша "Мулен Руж: Ла Гулю". 1891 г.
Афиши Лотрека производили огромное впечатление на парижан.
Выставка «Paris, Paris…» Лотрека проходит сейчас в Иркутском областном художественном музее. Всего на выставке представлено 52 работы, все из которых – литографии. В экспозиции есть и зарисовки, и наброски, но самое видное место занимают, естественно, афиши Лотрека. Бабр делится впечатлениями, а также рассказывает, на что обратить внимание на скромной выставке.
Устойчивое представление о Лотреке, как о художнике, чьей творческой силы хватает не более чем на мишурный плакат, конечно, не соответствует действительности. Все гораздо глубже и тоньше. Однако поразительно, насколько точно беглый взгляд по плакату соотносится с массовым видением Лотрека, его творчества и жизни – наше знание о нем, как правило, поверхностно, мы выхватываем наиболее яркое и наиболее грязное из его биографии. Делаем особый акцент на его инвалидности, не забываем упомянуть про регулярные посещения публичных домов и уж наверняка помним, что причиной его смерти стали алкоголизм и сифилис. Так вот, выставка «Paris, Paris…» чрезвычайно удачная возможность больше узнать о жизни Анри де Тулуз-Лотрека, вникнуть в суть его работ и уж если не ознакомиться с ними комплексно, то, по крайней мере, сделать первый шаг к тому.
Все экспонаты выставки «Paris, Paris…» компактно расположились в небольшой комнате художественного музея – пространство выставки ощущается свободным, литографии не жмутся друг к другу. Причина же тому не только удачная организация экспозиции, но и легкость самих работ. Здесь, очевидно, дает о себе знать влияние предшественников – Лотрек в своем творчестве отталкивался от «фундамента» импрессионизма, его художественно-эстетической программы. Краски светлые, ясные, но не настолько насыщенные, как можно было того ожидать. Большая же часть выразительности, как правило, переходит в линии рисунка.
Обратите внимание на то, как проступает карикатурная манера изображения: Лотрек намеренно сталкивает изысканность с вульгарностью, утонченный маньеризм становится объектом пародии, оборачивается жеманностью. Тонкие линии дутых губок, вздернутый носик, непременная родинка на щеке – казалось бы, куда пошлее? Но ирония художника не носит обличительный характер, он не стремится вызвать отвращение у зрителя. Наоборот, Лотрек любуется девушкой совершенно искренне, она пробуждает в нем живой интерес.
Афиша «Королева радости с Виктором Жозе» (фрагмент)
Впрочем, к прорисовке линий Лотрек относился весьма вольно. Художник мог запросто отказаться от них, если только они хоть малость сковывали на рисунке движения танцовщиц. Как следствие, фигуры приобретают легкость, создается эффект порхания. Мы не наблюдаем в работах Лотрека дискомфорта от плоти, болезненного ее ощущения, как это было, например, у австрийца Эгона Шиле. Сравните:
Слева: Обнаженная, Шиле. Справа: Конфети, Тулуз-Лотрек
Это еще один прием, заимствованный у импрессионистов. Но если «спешность» импрессионизма объясняется стремлением поймать мгновение, словно бы заморозить и тем самым продлить его, то у Лотрека все наоборот: ему важно показать длительность не сиюминутного, но постоянного. Кроме того изображение не застыло, оно будто ходит и дрожит. Лотрек отказывается от строгости письма в угоду порыву, действию и движению.
По замечанию писателя Анри Перрюшо, Лотрек любил «все, требующее от человека активности, все то, что напоминало ему его прежний мир, теперь утраченный».
Некоторые называют зарисовки Лотрека летописью богемной жизни Парижа. Между тем, это не летопись (хотя работы художника способны дать представление о конкретном временном срезе), а одолжение миру бурлеска, пестрому и главное – подвижному. Но делая одолжение, художник не льстит. Лотрек честен. Гротескное преувеличение это прием чисто стилистический, этакое увеличительное стекло. Лотрек активно его использует, но не для того, чтобы приукрасить или наоборот, обезобразить, а исключительно для того, чтобы показать, каков человек на самом деле. Манере Лотрека присуща психологическая точность, с моделью он всегда деликатен. Карикатурность же многих образов появляется у Лотрека от сознательного нежелания сдержать чувство.
Иветn Гильбер (фрагмент)
Лотрек делает свое одолжение за возможность забыться, за предоставленное ему право быть принятым в обществе. Ведь имея аристократическое происхождение, он, вследствие физического дефекта, не мог быть активным участником балов, скачек, охот – то есть общение с высшим светом было проблематично. Зато Лотрек был принят богемой. Здесь за ним закрепилась слава остроумного собеседника, а в кабаре «Мулен Руж» - и все посетители об этом знают – есть особенный столик, сидеть за которым может только Лотрек.
Все, что происходит в зале публичного дома, все – проходы, не без самолюбования, из одного конца комнаты в другой, жадный, бесстыдный и пристальный осмотр, привычный и нескромный, но оттого-то волнительный каждый раз, прямой вопрос о цене, скорый, но с расчетом на то, чтобы успеть рассказать грубый анекдот, подъем по лестнице, - все это должно совершаться со степенностью. Позволить себе быть расторопным может только тапер, - для остальных это непозволительно. Посещение публичного дома позорным не считается, но ударить здесь в грязь лицом – вечный позор.
Атмосфера царит удушливая: стойкий – не выветришь – спертый запах разложениия; если же одеколон, то уж наверно не тот, что довелось учуять Бодлерову псу, но непременно тот, от которого не продохнуть; пот и кожное сало; нечистота телесная и нравственная - мужчин душит желание овладеть, женщин - страсть понравиться (между прочим, самых востребованных можно определить по синякам на теле).
Но под платьем, за мышцами и костями – душа. И это, пожалуй, самое главное, что нужно суметь понять в творчестве Лотрека. Найдите у него хотя бы одну женщину, которую он осуждает, которую он стыдит. Таких нет. И даже более того, у Лотрека нет ни одной, которой он не выразил бы сочувствия.
Выставка «Paris, Paris…» продлится до 16 февраля 2016 года.
Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!