Тишь да гладь. Пресс-конференция Никаса Сафронова в Иркутске
Поднимаясь на второй этаж художественного музея им. Сукачева, вы увидите фотопортрет Никаса Сафронова. Поразительно, но небольшой по формату портрет виден в мельчайших деталях даже издалека. Сафронов облокотился на мольберт, взгляд его – в сторону, невозмутим, неглубок, сразу видно, позирует. Очевидно, эта фотография будет встречать посетителей музея до 13 ноября, то есть на протяжении всей экспозиции Никаса Сафронова.
Приезд в Иркутск Сафронова, при всех спорах вокруг него, как художника или, если угодно, талантливого арт-бизнесмена, не обещал встряхнуть культурную жизнь столицы Приангарья. Не встрепенулся ни один его противник. Отдельные публикации и выпады в соц. сетях - не в счет.
Наглядный тому пример – прошедшая 21 сентября пресс-конференция Никаса Сафронова с иркутскими СМИ. Вопросов было немного и уж точно ни один из них нельзя назвать острым, задевающим, провокационным. Час для такой пресс-конференции изнуряюще много. Говорил в основном сам Сафронов. Спокойный и тихий голос, точные, размеренные движения.
Показательно и то, что о самом искусстве разговора не было. Если и заходила речь об истории создания картины, то исключительно в контексте того, кто, что и когда у Сафронова заказывал. Момент действительно показательный: в диалоге Никас Сафронов делает основной упор на своих клиентов, знакомства. Характеризуя же себя, останавливается на словосочетании «известный художник». Оспорить невозможно.
По-хорошему, этот сонный покой следовало бы разогнать. Должен был, как снаряд, сдетонировать спор об искусстве; разлететься осколки – вопросы о допустимости китча, примитивности техники, соответствии славы и таланта и т.д. Крики, скандалы – все это нередко сопровождало Сафронова прежде. Все это было ему так к лицу (сейчас без тени иронии!), а без них он тает, растворяется. При том не скажешь, что скандальность есть суть его творчества (говоря о Никасе, многие берут слово творчество в кавычки), что она есть дух художника (художника тоже в кавычки берут); более того, это не фон и даже не подпитка для него. Это, скорее, шум, шумиха. Именно шумиха опережает человека, несется, выносит двери музеев и галерей, порывисто задувает в ноздри критикам и художникам, сбивая им дыхание, неминуемо вызывая острые приступы гнева, она обескураживает неискушенных, вынуждая их пойти на выставку… только смотреть на ней не на что.
Впрочем, никто в полемику не вступил. Получается, никому не хотелось. Получается, Сафронов уже неинтересен?
Экспозиция Никаса Сафронова откроется 22 сентября в художественном музее им. Сукачева и продлится до 13 ноября.
Автопортрет. 2012
Городской пейзаж. Венеция. 2014
Роза. Королева. Англия. 2013
Храм Иоанна-воина на Якиманке, благословенный Святым Духом. 2009
Мадонна как бабочка
Фотографии предоставлены пресс-службой художественного музея.
Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!