Артур Скальский

© Номер один

ГородИркутск

2238

25.04.2002, 00:00

Борьбу с пиратством решили начать с Иркутска

Семь известных композиторов, в числе которых Крутой, Матецкий, Шаинский подали иск к иркутской телекомпании АС Байкал ТВ. Знаменитости считают, что их произведения иркутская телекомпания использует незаконно, и защищают свои права при помощи Российского авторского общества (РАО).

Претензии у РАО - ко многим российским телеканалам и радиокомпаниям. Но начать борьбу с музыкальным пиратством решили почему-то именно с Иркутска.

Сумма иска - 70 тысяч рублей. Впрочем, истец согласен на мировое соглашение, если телекомпания согласится заплатить 2% от совокупной прибыли компании. Как уверяют в РАО, по Закону о защите авторских прав, за использование музыкальных произведений в программах телевизионщики и радийщики обязаны платить от 1,7 до 2% от совокупной прибыли компании.

"В вашей области авторское право вообще никак не соблюдается", - заявила директор Дальневосточного филиала РАО Нелли Чечасова. В таком случае композитор Игорь Крутой (и не он один) может подать иск не только к теле- и радиокомпаниям, но и к ресторанам, кафе...

Судебное разбирательство назначено на конец мая в Кировском районном суде. Обе стороны чувствуют поддержку закона, который, кажется, противоречит сам себе.

- Почему борьба началась именно с нашей компании? - рассказывает юрист телекомпании "АС Байкал ТВ" Р.Ю.Маркевич. - Да, наверное, потому, что мы первые возмутились в отношении тех требований, которые они предъявляют к компаниям.

Дело о двух процентах

- Что же в них возмутительного?

- Странное условие: платить РАО два процента от общей суммы доходов компании. Здесь возникает вопрос: какое отношение авторское право имеет к общему доходу компании? Да, в Законе о защите авторских прав действительно говорится о том, что платить надо, но - от суммы прибыли, полученной от использования данного произведения.

Более того, нам предъявили еще одно, совершенно непонятное требование: эти два процента должны быть никак не меньше 300 минимальных размеров оплаты труда, то есть 30 тысяч. Где, в каком законе предписывается сумма дохода компании? И потом, если это два процента, то какова же должна быть прибыль? Песни наших композиторов таких доходов точно не дают. Те небольшие суммы, которые мы получали, - это 100 рублей за музыкальное поздравление. В последние полтора года мы просто исключили из своей программы музыкальные поздравления, так как обязанность включить в себестоимость данной услуги эти два кабальных "тридцатитысячных" процента даст такую стоимость заказанной песни, что зритель просто не станет ее заказывать. В исковом же заявлении РАО требует по 10 000 рублей на каждого автора. Не многовато ли? Мы пришли к практике сотрудничества с местными композиторами, если требуется оживить, украсить передачу музыкой. А от музыкальных поздравлений отказались вообще.

Свое требование истцы основывают на генеральном соглашении, которое заключили РАО и Национальная ассоциация телевещателей (НАТ): это документ, изданный двумя общественными организациями и, соответственно, не имеющий силы закона. Любой суд довольно скоро в этом разберется, так что нам процесса бояться нечего. Мы сами предложили представителю РАО Надежде Ушкевич обратиться в суд, поскольку все наши попытки договориться мирным путем успеха не имели.

В 31-й статье пункт 3 Федерального закона "Об авторском праве и смежных правах" предусматривает вознаграждение в виде процента от дохода, полученного за соответствующий способ использования произведения. То есть если рекламу тумбочек спели на музыку Земфиры, то нужно сначала определить, кто купил тумбочку, польстившись на хорошую музыку, а кто - только потому, что нужна была; затем рассчитать доход, полученный в результате... Обычно это довольно затруднительно установить, и доход выплачивается в виде оговоренной, фиксированной суммы. Опять-таки эта сумма рассчитывается исходя из дохода, полученного за использование произведения, а не за таланты журналистов и труд операторов.

Игорь Крутой разорит, доберется до иркутских ресторанов

Директор Дальневосточного филиала Российского авторского общества Нелли Чечасова так не считает. Она рассказала, что, согласно постановлению правительства РФ "Об авторском праве", минимальная ставка авторского вознаграждения составляет один процент именно от общего дохода компании. При этом неважно, сколько она крутит музыки. Если музыкальное вещание составляет более 30 процентов (а именно к таким, по ее словам, и относится АС Байкал ТВ), то ставка возрастает до двух процентов. Во Владивостоке, Хабаровске, Биробиджане, Комсомольске-на-Амуре все компании давно и безропотно вносят процент от общей своей доли. При этом они представляют отчет, когда и сколько музыки было использовано, отчет посылают в Москву, а там распределяют гонорар между авторами.

- Почему мы начали борьбу именно с этой компании? Я уже писала вашему губернатору о том, что в Иркутске авторское право вообще не соблюдается. Губернатор ответил, что да, это несправедливо, но предложил решать в судебном порядке. И будем решать! В ресторанах играют что хотят и объясняют это тем, что "мы же эту кассету купили"!

- Значит, после теле- и радиокомпаний на очереди рестораны?

- Разумеется, мы это не оставим без внимания. Ресторанами и вообще соблюдением авторских прав в Иркутской области мы займемся в самое ближайшее время.

Артур Скальский

© Номер один

ГородИркутск

2238

25.04.2002, 00:00

URL: https://babr24.info/irk/?ADE=2229

bytes: 5273 / 5273

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Лица Сибири

Астахов Михаил

Погудин Дмитрий

Макаров Алексей

Хоменко Валерий

Мащицкий Виталий

Красовский Григорий

Бураев Федор

Кузнецов Сергей

Хамаза Николай

Войличенко Сергей