Артур Скальский

© Копейка

РелигияИркутск

2595

03.02.2006, 17:58

Спасите наши души?

Проблему религиозного сектантства можно поставить в один ряд с такими бедами современности, как наркомания или алкоголизм. За последнее десятилетие тысячи иркутян оказались во власти духовных предубеждений. Число людей, находящихся в психологической зависимости от "божественных" идей, продолжает стремительно расти.

Молодежь в поиске новых идей, в желании реализоваться нередко обнаруживает в себе склонность поддержать определенные культовые догмы. А еще в религию с головой уходят от одиночества, от желания спрятаться от суровой действительности.

Приангарье стало шестым российским регионом, в котором начал работу родительский комитет по защите молодежи от психологического и духовного насилия.

На помощь заблудшим

Организация создана для того, чтобы противостоять вовлечению людей в религиозные культы и различные неформальные группировки. Также ее сотрудники будут оказывать помощь людям, попавшим в зависимость от телевидения, компьютерной техники и игровых автоматов.

Пока в составе комитета трудятся 20 добровольцев — в основном врачи и учителя, которые лицом к лицу столкнулись с этими проблемами.

Руководитель организации Галина Вакулина поясняет:

— Если с повальным пьянством и наркоманией государство ведет борьбу, то деятельность различных деструктивных культов (в народе их называют сектами) мало кого интересует. Поэтому мы и решили создать этот комитет.

К сожалению, несовершенное российское законодательство не имеет четких установок относительно деятельности религиозных организаций и групп. И с благословения этих же недоработанных законов некоторые секты маскируются под общественные организации и работают под вполне мирскими вывесками. В Иркутской области проблема вовлечения людей в религиозные структуры является весьма серьезной. В регионе действует порядка 50 различных деноминаций, в которых участвует не меньше 130 тысяч человек. И если некоторые религиозные течения действительно духовно обогащают человека и меняют его нравственный облик, то другие приносят только серьезные психологические проблемы.

Владимир Салмин, главный врач Иркутского центра медико-социальной и психологической помощи населению:

— Определить степень вреда, наносимого обществу деструктивными культами, достаточно сложно. Когда человек оказывается вовлеченным в деятельность той или иной религиозной группы, у него меняется мировоззрение, поведение, отношение к близким. Жертвы оккультизма никогда не обращаются к психологам. Они считают, что их новый образ жизни является самым правильным. Эти люди попадают в зависимость от каких-нибудь богов или лидеров религиозных организаций, устраняются от насущных жизненных проблем. Здравомыслие при этом полностью отключено. Психологам не всегда удается помочь адептам. Бессильны оказываются и родственники. Обращение в различные структуры тоже результатов не дает.

Галина Вакулина рассказывает, что сотрудники комитета в первую очередь будут оказывать помощь конкретным людям.

— Мы будем реагировать на все жалобы жителей области и выявлять отклонения в поведении людей, — говорит она. — Наши коллеги из Москвы и Санкт-Петербурга всегда готовы откликнуться и дать необходимые рекомендации. У них накоплен достаточный опыт для того, чтобы помочь нашим землякам.

В комитет уже поступило множество обращений и жалоб от родственников сектантов. Чаще всего обращаются жители глубинки. Именно в провинции деструктивные культы развернули широкую деятельность, и чем дальше от Иркутска, тем страшнее ситуация с распространением псевдоучений.

Под влияние культов чаще всего попадают несовершеннолетние, особенно дети очень занятых людей.

— В прежние годы за ребятишек мы могли не волноваться — о них заботились школа, пионерия и комсомол, — делится Галина Вакулина. — А сегодня воспитанием детей с готовностью занимаются представители разных вероучений. Поэтому во время встреч с людьми я всегда предупреждаю о том, что если они просмотрят ребенка, то за него возьмутся другие. А если родные не поддерживают новых веяний в жизни адепта, человек отстраняется от них и еще больше вовлекается в духовные идеи. На этой почве в Иркутской области уже случилось множество разводов. Именно поэтому одной из целей комитета является разрешение конфликтов внутри семьи. Обычно людям стараются оказать психологическую помощь и по необходимости юридическую.

Другая задача комитета заключается в пропаганде. Уже запланировано несколько мероприятий, которые пройдут при участии молодежных организаций города и области. Особое внимание будет уделено школьникам.

Организация не всегда находит понимание в чиновничьих кругах. Галина связывает это с тем, что люди, которые напрямую не столкнулись с проблемой религиозного беспредела, зачастую ее просто не видят. Возможно, поэтому у организации пока нет ни помещения, ни телефона. Да и какое бы то ни было финансирование напрочь отсутствует. Все расходы активисты комитета взяли на себя. Тем не менее уже сегодня сотрудники комитета готовы оказать посильную помощь пострадавшим от духовного насилия.

Ваших звонков ждут по средам и субботам с 14 часов по телефону 29-10-08.

Опасные культы

Алексей Мишин, заведующий сектором по работе с религиозными объединениями комитета по связям с общественностью администрации губернатора Иркутской области:

— Религиозная жизнь Иркутской области не имеет каких-то отличительных особенностей в сравнении с общероссийской. В регионе действуют те же конфессии и деноминации, что и в целом по стране. И количество людей, постоянно участвующих в деятельности религиозных групп, колеблется в пределах 5% от общей численности населения. Хотя до 80% жителей области считают себя православными.

Иркутск является важным религиозным центром. В Приангарье располагается самая большая (по территории) в мире католическая епархия, здесь долгое время находился головной офис адвентистов седьмого дня (недавно он переместился в Красноярск, но намеревается вернуться в Иркутск). Регион является третьим по величине центром (после Москвы и Санкт-Петербурга) организации свидетелей Иеговы. Многие выходцы из Иркутской епархии Русской православной церкви сейчас служат в столичном патриархате и других епархиях. Столь широко религиозная жизнь в области представлена благодаря многим историческим процессам. Существенное влияние на это оказала столыпинская реформа, вследствие которой в Иркутск со своими воззрениями прибыли украинцы и белорусы. Массовые ссылки иеговистов, баптистов, пятидесятников, адвентистов в Сибирь тоже сыграли свою роль. Дала результаты и миссионерская деятельность. Например, одним из ее плодов можно считать троеверие бурят, которые исповедуют буддизм, шаманизм и православие.

— Какие религиозные течения представлены в области наиболее широко?

— В регионе зарегистрировано около 80 православных приходов. Еще 70 действуют без регистрации. Законодательство не налагает запрета на деятельность незарегистрированных религиозных групп. Но в своих правах и возможностях они немного ограничены. Вторыми по численности являются протестантские конфессии. Их в пределах сотни. Также функционирует около 10 католических приходов, 7—8 мусульманских организаций, одна старообрядческая церковь и несколько буддистских организаций различной направленности. Недавно список пополнился мормонами, которые открыли Церковь Иисуса Христа святых последних дней.

Довольно длительное время в регионе действовали последователи небезызвестного Виссариона. Не так давно все они уехали в Город солнца — в поселок Курагино Красноярского края. Всего в области на учете более 250 религиозных организаций. По нашим оценкам, еще столько же регистрации не имеют или зарегистрированы в ином качестве. Нередко религиозные организации и группы маскируются под культурные, научные и прочие общества. Они-то и представляют наибольшую опасность для психики адептов. Большинство из них являются откровенно коммерческими культами.

— Алексей Владимирович, какие религиозные организации мы можем считать деструктивными культами?

— В первую очередь те, чья идеология противоречит законам и нравственным нормам. Кроме того, явным признаком деструктивности можно считать смешение понятий, когда место Бога занимает лидер. Ограничения в пище, сне, имущественные притязания тоже характерны для культов.

— Как происходит вовлечение людей в деятельность религиозных организаций?

— Сценарий на самом деле очень прост. До потенциального адепта не доносят всей сути идеологии, он проходит определенные ступени посвящения. Правда открывается позже, когда человек уже глубоко завяз в религии. Как этому противостоять? На этот счет существуют две полярные точки зрения. Сторонники одной либерально утверждают, что всем религиозным организациям необходимо позволить действовать как те хотят. Якобы с течением времени часть из них распадется, остальные эволюционируют и станут традиционными. Другая крайность состоит в стремлении всех запретить, загнать в лагеря. Но мы-то уже проходили это. Именно на крови мучеников и создается церковь. Я считаю, что истина где-то посередине.

В первую очередь религиозные организации должны быть прозрачными для общества. А люди должны иметь право выбора. Установить порядок в этом смысле можно лишь путем открытого диалога власти, религии и общества.

В настоящее время в Иркутской области создается межконфессиональный совет, в котором будет представлено 10—11 конфессий. Их лидеры уже выявили целый ряд общих проблем и задач. Возможно, это сообщество сможет выработать ряд мер по оказанию противодействия деструктивным культам.

Артур Скальский

© Копейка

РелигияИркутск

2595

03.02.2006, 17:58

URL: https://babr24.info/irk/?ADE=27596

bytes: 9577 / 9542

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Религия" (Иркутск)

Иркутская епархия: есть вопросы

Весна 2022 года стала временем вызовов для России, а роль ключевых государственных институтов существенно повысилась. Не исключение – и Русская православная церковь, приходы которой в свете недавних событий стали опорой и прибежищем для многих людей.

Екатерина Степанидзе

РелигияСкандалыРасследованияИркутск

43394

29.04.2022

Нам пишут. Каков поп, таков и приход?

Здравствуйте, уважаемая редакция! Пишет вам прихожанка храма Рождества Христова в Иркутске-2. От имени нашего прихода хотела бы поделиться с читателями переживаниями и обратиться с вашей помощью к нашему Преосвященнейшему Владыке, митрополиту Максимилиану.

Екатерина Степанидзе

РелигияСкандалыИркутск

11611

23.02.2022

Вопрос с храмом в иркутском микрорайоне Приморский решён?

В иркутском микрорайоне Приморский, по всей видимости, решен вопрос с противостоянием сторонников и противников строительства в роще храма-памятника святого Александра Невского. Напомним, в конце октября стороны «обменялись» силовыми методами.

Алина Саратова

РелигияСкандалыОбществоИркутск

14533

02.11.2021

Строительство храма в Приморском – попытка депутата Романова реабилитироваться?

Депутат Заксобрания Прибайкалья Антон Романов встал на сторону жителей города и направил мэру запрос по поводу строительства храма в Приморском.

Роман Русских

РелигияПолитикаОбществоИркутск

38248

24.09.2021

Кому нужна церковь вместо парка в Иркутском микрорайоне Приморский

Строительство храма Александра Невского в микрорайоне Приморский Иркутска курирует депутат думы по 34 избирательному округу Михаил Корнев. Кстати, именно он с тогдашним главой Свердловского округа Иркутска Олегом Шандруком добились появления на Якоби действующего Александро-Невского храма.

Алина Саратова

РелигияСкандалыОбществоИркутск

13493

06.09.2021

Бумеранг для Дикунова

Как бизнес иркутского любителя старины по иронии судьбы запнулся о памятник. Вопль отчаяния Эдуарда Дикунова вчера, 11 августа, оглушил околополитическую общественность Иркутской области: - Дорогие друзья! Работа фонда «В поле зрения» вызывает огромное противодействие.

Максим Бакулев

РелигияНедвижимостьЭкономика и бизнесИркутск

41019

12.08.2021

На покой за «против батьки», или Политические гонения от РПЦ

Сравнительно молодой по церковным меркам 69‑летний епископ Белорусского экзархата Русской православной церкви, архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий (в миру Александр Кищенко) отправлен на покой.

Филипп Марков

РелигияПолитикаМир

59619

19.06.2021

Храмовый комплекс вместо «Парка времени». Жители Ново-Ленино негодуют

В ЖК «Эволюция» будут строить церковь, воскресную школу и приходской дом. Хотя местным жителям обещали «Парк времени». Новость о строительстве очередного храма взбудоражила общественность.

Анна Амгейзер

РелигияОбществоСкандалыИркутск

13907

04.06.2021

Кто не пускает в мечеть иркутских мусульман: власти или вирус?

«Пост о возмущении по поводу происходящей ситуации вокруг Иркутской соборной мечети» написал на днях в «Инстаграме» один из ее прихожан, назвав свою публикацию «Мечеть и несправедливость».

Макар Громов

РелигияОбществоИркутск

20036

01.02.2021

Секту "Свидетелей Иеговы" оставили без "Зала царств"

На дворе 2020 год, но до сих пор у россиян на слуху принятое в 2017 году о ликвидации «Управленческого центра Свидетелей Иеговы» в России и местных религиозных организаций «Свидетели Иеговы» (решение № АКПИ17-238).

Лера Крышкина

РелигияРасследованияНедвижимостьИркутск

41815

21.09.2020

Религиозная "самоизоляция" Саянской епархии

«Не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.» Евангелие от Марка, 11.17 Весна 2020 года стала, возможно, самым сложным для России с «лихих 90-х» временным отрезком, напрямую влияя на все сферы экономики и сферы жизнедеятельности.

Леонид Улих, социальный эколог

РелигияРасследованияЗдоровьеИркутск

62477

18.04.2020

Фото дня. Губернатор-«варяг» и «местный» митрополит

Церковь в Российской Федерации официальна отделена от государства. А еще в России официально люди живут по законам, а власть меняется в результате выборов. Впрочем, не о том речь.

Антoн Херсонцев

РелигияПолитикаИркутск

41210

07.01.2020

Лица Сибири

Кокорин Александр

Цыренова Екатерина

Евтюхов Николай

Махов Антон

Таевский Андрей

Куглянт Александр

Бендер Леонид

Ходаков Сергей

Читоркин Владимир

Екимовский Олег