Сергей Шмидт

© ЖЖ Лангобарда

It`s my life...Иркутск

3642

23.06.2006, 16:57

Неизреченная мысль есть ложь: 5 лет назад умер Руслан Бажин

У него не было ни первого, ни последнего прижизненного персонального издания. Упоминаю обо этом без обычного в таких случаях «к сожалению», ибо история о неоцененных при жизни талантах, с одной стороны, слишком банальна для нашего отечества, с другой стороны, не совсем подходит к судьбе Руслана Бажина.

Его блестящий и, что называется, многогранный талант имеет отношение только к нему живому. Убежден, что смерть Руслана не добавит никакого колорита к его творчеству, ибо творчество это слишком грандиозно для того, чтобы нуждаться в каких-либо социокультурных приложениях вроде «безвременной кончины», «непонятом гении» или историй о несчастьях хорошего человека в плохой стране. Это прежде всего мы, оставшиеся жить, нуждаемся в его стихах, песнях и прозе, а не он, оставивший нас, нуждается в каких-то наших мифах и легендах о нем.

Я совершенно сознательно решил сохранить для предисловия к этому посту название небольшой статьи, посвященной творчеству Бажина, увидевшей свет летом 1996 года в ныне благополучно почившей Иркутской музыкальной газете «Шарманка». Название статьи очень понравилось тогда Руслану и пусть этот самоповтор будет с моей стороны еще одним знаком уважения к нему. Знаком одновременно бесполезным и необходимым.

С тех пор в Иркутске более не предпринималось серьезных попыток создания сугубо музыкальной прессы. Газета давно и незаслуженно забыта, авторы и герои ее публикаций невесть где, зато всей интересующейся публике (подчеркну, что благодаря Интернету и целому ряду удачных гастролей, не только иркутской и сибирской) хорошо известна творческая студия «Полнолуние», участники которой активно сотрудничали с «Шарманкой». Лето 1996 года было временем, когда на площадях детского клуба «Искатель» в Академгородке происходило становление этой студии. Именно с ней связаны первые выходы Руслана на «большую сцену» маленького города Иркутска. Безусловно жизнь и смерть Руслана Бажина стала одним из символов этой студии.

Руслан родился, прожил всю свою тридцатитрехлетнюю жизнь и умер в Иркутске. В городе, отличающемся забавной способностью породить во всяком «мыслящем» молодом человеке невероятную жажду «настоящей культуры», но не способном удовлетворить ее даже частично. В городе, который просто обрекает такого человека на то, чтобы хоть как-то заполнять эти зияющие прорехи бытия, из которых образована мозаика, называемая иркутской жизнью. А значит в городе, просто заставляющем творить, творить самому, без оглядки на то, что происходит в местах, где нас никогда не будет и куда нас никогда не позовут. И которые может быть и «не стоят мессы». В городе, который сам Руслан ласково называл «большой Санта-Барбарой", не посмотрев, впрочем, ни одной серии грандиозного телесериала.

Плотность человеческих связей всегда оставалась в Иркутске столь значительной, что все здесь всегда так или иначе знали всех или слышали друг о друге. Однако особенность Иркутска еще и в том, что людям в нем удобнее знать друг друга в качестве конкретного «кого-то». Руслан являлся досадной помехой для этой в общем-то далеко не только провинциальной привычки. Кем он был? "Поэтом-песенником"? Просто поэтом? Просто музыкантом? Автором прозы? Переводчиком с трех европейских языков, изучающим бесконечный китайский? Историком? Лингвистом? Семиотиком? Философом? Социокультурным исследователем и наблюдателем? Политологом? Рекламщиком? Сыном? Братом? Другом? Думаю не только я терялся, представляя его в незнакомой компании, ощущая, что на самом деле Руслан только начинается там, где кончаются его непрочные социальные маски и роли.

Шутя, его называли «универсальной личностью эпохи Возрождения» и «энциклопедистом эпохи Просвещения». Руслан грозно отшучивался (только он умел «шутить грозно»), что давно устал просвещаться и просвещать. Последним ему приходилось заниматься всю жизнь (переводить, преподавать иностранные языки). По натуре своей он не был еще одним «человеком из подполья», едва ли бы он стал возражать против оформления какого-нибудь «официального статуса», того самого, что проступает в виде четких записей в трудовой книжке, растущей заработной плате, налоговых декларациях, элементарном авторском праве и всем том, что начинает привлекать после 20-25 лет представителей самых радикальных тусовок и носителей самой радикальной психологии, то бишь всех тех, кому всегда угрожает опасность стать слишком старыми, ибо они были слишком молодыми.

Но такой статус не мог помешать Руслану и его творчеству. Руслан никогда не был слишком молодым. Он никогда бы не стал слишком старым. Молодым ему суждено было умереть. Весной 2000-го года врачи обнаружили у него болезнь, от которой до сих пор есть только одно надежное средство - неправильно поставленный диагноз. Диагноз оказался правильным. Правда правильный диагноз предполагал, что Руслану осталось жить два-три месяца. Он прожил еще полтора года, хотя живыми в его пожираемом изнутри страшной опухолью теле оставались только руки и голова. Он сочинял что-то даже тогда, когда онемевший язык не позволял окружающим адекватно воспринимать его речь. Мысль и фантазия Руслана умерли вместе с ним, как всегда оказавшись сильнее устной речи.

Руслан принадлежал к поколению, о котором вряд ли когда-нибудь будут говорить как о "поколении", слишком уж велика качественная разница судеб его представителей, слишком низка степень поколенческого самосознания, слишком неопределенен «поколенческий миф». Кто-то сказал об этом поколении: оно состоит из людей, не успевших побыть романтиками, но не сумевших стать прагматиками. Наверное это так. Хотя никто не возьмется точно определить, кем и чем успели и смогли побыть эти люди.

Молодость этого поколения совпало с периодом, когда "совок", который оно хорошо помнит, уже закончился, а новый русский капитализм, который оно приобрело для себя в обмен на собственную несколько продешевленную молодость, еще не начался. Вопрос о подлинной стоимости этой молодости "поднимался" во многих бажинских песнях.

"Так вперед, разбежимся,

Дай нам Бог не достигнуть цели,

И проламывать дыры в заборах,

А не просто подсматривать в щели..."

Творческий путь Руслана как бы соединил "революцию растущих ожиданий" 1980-х, подарившую надежды столь сильные, что от них можно было впасть в беспамятство, с 1990-ми, превратившими многих участников эпохи в ее ресурс и продукт.

"Хороним весну, своей свободы стыдясь,

Убийцы управляют похоронной каретой..."

Начинал Бажин с веселых песенок, навеянных Хармсом, пресловутым рок-андеграундом, а также потребностью излить накопившейся к концу 80-х политический сарказм студента-историка. Впрочем, уже тогда ему удалось создать десяток маленьких шедевров, которые он вновь начал исполнять уже в конце жизни.

Потом наступило время, когда героев прежнего андеграунда и новых молодых талантов объединило одно общее качество - им было не о чем петь. Русский брит-поп стал настоящим памятником этому парадоксу. Кто-то восполнял этот недостаток действительно искренним желанием петь неважно что, кто-то неподдельным исполнительским мастерством, кто-то доступом к реальным финансовым ресурсам, необходимым для раскрутки и популярности в стране, как-то быстро позабывшей казалось бы еще недавно для всех очевидную истину - за хорошими песнями не ходят в магазин.

Руслан же наоборот сумел обнаружить то, о чем можно и нужно было петь. О чем спеть мог только он. И он не побоялся петь. Он вообще мало чего боялся и стеснялся в своем творчестве, справедливо полагая что любая своя ошибка во сто крат лучше сонма чужих истин.

Сейчас уже трудно сказать с какой именно песни начался новый отсчет. В 1992 году, в период настоящего делового безумия и всеобщего перерождения, Руслан нигде не работал и денег не имел. И то и другое было сделано им специально, ведь вокруг все работали и зарабатывали. Он сидел в арендованной "академовской" двухкомнатной, читал Ницше и Хайдеггера и писал песни и стихи, которые начинали разительно отличаться от того, что он сам делал до этого и от того, что писали в то время те, кто не бросил писать. Часть песен он успеет исполнить вместе с музыкантами созданной им в последний год жизни группы «Скитай-город».

Деполитизированная, экзистенциальная историчность была отличительным знаком Бажинских песен. Время интересовало его больше вечности, хотя самым интересным для него было мгновение. «Живопись на воде» оставалась его любимым образом, образцово-показательной моделью творчества. Эти песни понятны людям со схожим опытом и загадочно-привлекательны для тех, кто этот опыт не получил или попросту забыл, сочтя его устаревшим или коммерчески невыгодным.

Руслан любил рассуждать о том, что поэту не стоит разрываться между желанием освободить мысль и чувство от слова (которое, как известно, "есть ложь") и противоположным желанием подвергнуть мысль и чувство "адекватному овладению" тем же словом. Пройдя через лингвистическое самообразование, Руслан лучше других понимал, что поэзия создается не мистифицированными чувствами автора, а свободной игрой многочисленных практик самого языка. И действием того, что есть до всякой поэзии и до любого из авторов. Художник может создать картину, но он не в силах создать белизну чистого листа, только на котором может возникнуть картина. Так и поэты могут творить поэзию, но не саму возможность ее существования. И потому не чувства порождают стихи, а, наоборот, сама поэзия должна порождать чувства.

Понимая это, не станешь предаваться поэтическому нарциссизму. В текстах Бажина вы найдете все, что угодно, кроме слепой влюбленности в поэзию. Он никогда не отождествлял ее с "эллегическими настроениями обывателя" (Р.Барт). Он никогда не спешил занять место в архивах культуры, поскольку, как он сам говорил, застолбил за собой "посткультурное пространство". Поэзия и музыка были для него способом, средством существования, а не его целью. Если бы можно было найти другой, более удачный, с его точки зрения, способ эстетизации существования, уверен, что он без сожаления отказался бы от того и другого.

Руслан умер молодым, так и не став представителем «молодежной культуры». Ему никогда не был свойственен молодежный негативизм - он прекрасно понимал, что еще никто не стал умнее от того, что демонстрировал свое презрение к глупости окружающих. Руслан почти ничего не написал о смерти или одиночестве (любимые молодежные темы), он никогда не бравировал ни своей молодостью, ни возможностью ранней смерти. Жизнь Руслана конечно же оборвалась, но о ней нельзя сказать, что она не удалась. Он действительно успел много, очень много. И неизвестно успел бы, если бы торопился и думал о том, что отпущено так мало.

И наверное самое страшное в его судьбе досталось не ему, а нам. Я имею ввиду обреченность на то, чтобы каждый день, возможно каждую минуту, вглядываясь в себя и в окружающих людей, осмысливая то, что происходит с нами и с другими, постепенно, мучительно ощущать, осознавать уже по настоящему, КАКОГО ЧЕЛОВЕКА мы потеряли навсегда.

Впрочем, живопись на воде нужна для того, чтобы лучше увидеть воду, а не живопись и уж тем более не ее автора. Думаю, что и стихи Руслана Бажина помогут нам лучше понять себя и жизнь вокруг нас, ибо, как и всякий настоящий поэт, он писал их не для того, чтобы мы лучше понимали его.

Сергей Шмидт

© ЖЖ Лангобарда

It`s my life...Иркутск

3642

23.06.2006, 16:57

URL: https://babr24.info/irk/?ADE=30891

bytes: 11181 / 11181

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Сергей Шмидт.

Другие статьи в рубрике "It`s my life..." (Иркутск)

Кантри-звезда Голливуда. Ушёл из жизни Крис Кристофферсон

28 сентября в своём доме на гавайском острове Майи на 89 году жизни скончался выдающийся американский актёр, кантри‑певец и автор песен, лауреат четырёх премий «Грэмми» и премии «Золотой глобус» Крис Кристофферсон. Печальную новость сообщил журнал Variety со ссылкой на семью артиста.

Филипп Марков

It`s my life...КультураМир

10324

01.10.2024

Минерва Макгонагалл и другие. Лучшие роли Мэгги Смит

27 сентября в Лондоне в возрасте 89 лет скончалась великая британская актриса театра и кино, лауреат почётной премии Лоуренса Оливье, премий «Оскар», BAFTA, «Тони», «Эмми» и «Золотой глобус», дама-командор ордена Британской империи и кавалер ордена Кавалеров Чести Мэгги Смит.

Филипп Марков

It`s my life...КультураМир

10388

30.09.2024

Папа Цили и Либерзон из «Шулера». Ушёл из жизни Валерий Бассэль

8 сентября в Одессе в возрасте 85 лет скончался выдающийся советский и украинский актёр театра и кино, театральный режиссёр, заслуженный артист Украинской ССР Валерий Бассэль.

Филипп Марков

It`s my life...КультураМир

18119

10.09.2024

Король разговоров. Умер Фил Донахью

18 августа в своём доме в Нью-Йорке на 89 году жизни скончался выдающийся американский журналист и телеведущий, многократный лауреат премии «Эмми», кавалер Президентской медали Свободы Фил Донахью.

Филипп Марков

It`s my life...КультураМир

13429

20.08.2024

Секс-символ эпохи. Ушёл из жизни Ален Делон

С определённого возраста, с определённого момента мы имеем право свалить к чёрту по‑тихому.

Филипп Марков

It`s my life...КультураМир

17036

18.08.2024

Семейная муза из «Дневника памяти». Ушла из жизни Джина Роулендс

14 августа в своём доме в Индиан-Уэллсе, штат Калифорния, на 95 году жизни скончалась выдающаяся американская актриса кино и телевидения, лауреат Берлинского и Сан-Себастьянского кинофестивалей и премий «Оскар», «Эмми» и «Золотой глобус», командор ордена Искусств и литературы Джина ...

Филипп Марков

It`s my life...КультураМир

15161

16.08.2024

Звезда «Трёх женщин» и «Сияния». Ушла из жизни Шелли Дюваль

11 июля в своём доме в округе Бланко, штат Техас, скончалась знаменитая американская киноактриса, лауреат Каннского кинофестиваля Шелли Дюваль. За четыре дня до смерти звезде Голливуда второй половины XX века исполнилось 75 лет. Печальную новость сообщил журнал The Hollywood Reporter.

Филипп Марков

It`s my life...КультураМир

16812

12.07.2024

Наш любимый киллер. Ушёл из жизни Ежи Штур

9 июля в Кракове на 78 году жизни скончался выдающийся польский актёр театра и кино, сценарист, режиссёр и педагог, профессор Академии театральных искусств, лауреат кинофестивалей в Венеции и Карловых Варах, командор Креста со звездой ордена Возрождения Польши, кавалер ордена ...

Филипп Марков

It`s my life...КультураМир

17574

11.07.2024

Любимый канадец мирового экрана. Ушёл из жизни Дональд Сазерленд

20 июня в Майами на 89 году жизни скончался выдающийся канадский актёр театра, кино и телевидения, лауреат премий «Оскар», «Эмми» и «Золотой глобус», обладатель призов кинофестивалей в Карловых Варах, Сан‑Себастьяне и Венеции, компаньон ордена Канады и командор ордена Искусств и ...

Филипп Марков

It`s my life...КультураМир

14530

21.06.2024

Звезда французского кино. Из жизни ушла Анук Эме

18 июня в возрасте 92 лет скончалась известная французская актриса Анук Эме. Печальную новость сообщила дочь актрисы Мануэла Папатакис. «Мы вместе с моей дочерью Галаад и внучкой Милой с большой грустью сообщаем об уходе моей матери Анук Эме.

Бармалей Рыбин

It`s my life...КультураМир

16214

19.06.2024

Французская певица и эталон красоты 1960-х годов. Из жизни ушла Франсуаза Арди

11 июня в Париже на 81 году жизни скончалась известная французская певица и актриса Франсуаза Арди. Печальную новость сообщил телеканал BFMTV. Франсуаза Мадлен Арди родилась в IX округе Парижа 17 января 1944 года в семье помощницы бухгалтера и руководителя завода.

Денис Миронов

It`s my life...КультураМир

16391

12.06.2024

Мастер категории «Б». Ушёл из жизни Роджер Корман

9 мая в своём доме в Санта‑Монике, штат Калифорния, на 99 году жизни скончался знаменитый американский кинорежиссёр и продюсер, лауреат премий «Оскар» и «Сатурн» Роджер Корман. Печальную новость сообщило агентство Associated Press со ссылкой на жену и дочь легенды Голливуда.

Филипп Марков

It`s my life...КультураМир

13036

13.05.2024

Лица Сибири

Степанов Павел

Фекета Анна

Михайлов Игорь

Белокобыльский Сергей

Бадмаев Заян

Мингалеев Фарит

Зацепин Сергей

Гаськов Александр

Балуев Алексей

Силивончик Александр