Джазовое нашествие
В нынешнем году второй фестиваль «Джаз на Байкале» стартовал необычайно рано, почти на месяц опередив «Ангарский джаз». Два этих фестиваля — проекты двух известных иркутских промоутеров — Александра Филиппова и Владимира Демчикова.
Продюсеры привозят в Иркутск звёздных джаз-исполнителей, активно деля рынок, который ещё не успел до конца сформироваться. Чем вызван такой интерес к джазу в Иркутске и как рискуют промоутеры, привозящие в наш регион исполнителей, выясняла Елена Лисовская.
Провинциальный бум
«До 2000 года Иркутская область была для джаза своеобразной terra incognita, — вспоминает музыкальный обозреватель, бессменный ведущий джазовых концертов Василий Кучеренко. — Кто-то даже сказал, что в России джазовая цивилизация заканчивается в Красноярске. А столицей джазового Зауралья всегда считался Новосибирск».
В 2000 году «Клуб романтического джаза» из Ангарска организовал первый джазовый фестиваль в городе нефтехимиков. Впервые коллективы и исполнители из разных стран собрались на одной площадке. В течение пяти лет мероприятие ежегодно проводилось в Ангарске, а недавно «Ангарский джаз» сменил прописку на иркутскую. Восьмой фестиваль планируется провести в конце мая. Сейчас организацией фестиваля занимается известный иркутский промоутер Владимир Демчиков.
В сезон 2003-2004 года Владимир Демчиков и Иркутская филармония создали проект «Джаз в филармонии», который также привлёк в областной центр российских и иностранных гастролёров. В 2006 году появился «Джаз на Байкале» — продукт продюсерского центра «Доктор Джаз», возглавляемого Александром Филипповым. Это своеобразное продолжение международного фестиваля «Джаз у старой крепости», который стартовал в 90-х годах в Новокузнецке. «Сейчас в областном центре проводится два крупных международных фестиваля — «Ангарский джаз» и «Джаз на Байкале», — рассказал наш собеседник. — В прошлом году было организовано не-сколько небольших, интимных фестивалей, участниками которых стали звёзды крупного калибра».
«Прорывом нынешнего года стал приезд в областной центр звезды первого эшелона, самого влиятельного джазового бас-гитариста Ришара Бона», — полагает известный иркутский саксофонист Илья Константинов. Бона дал концерт за день до старта второго фестиваля «Джаз на Байкале», участниками которого стали музыканты из Америки, Германии, Бразилии, Японии и России. В Иркутской области есть несколько собственных джазовых коллективов, наиболее известные из них «Доктор Джаз», «Клуб романтического джаза», «Текила», «Эвергрин». Играет джаз и эстрадный оркестр Иркутского музыкального училища.
О повышенном интересе иркутян к джазу свидетельствует и то, что Иркутск стал одним из первых провинциальных городов, где появилось «Радио Джаз». «Оно ведёт не только сетевое, но и местное вещание, — рассказал Кучеренко. — Планируется расширение местного вещания».
Музыка толстых
«Интерес к джазу большой. Во всех уголках мира, будь то Европа, Азия, Африка, Австралия или Южная Америка», — рассказывает американский партнёр «Джаза на Байкале» Алекс Нахимовски. Этот интерес имеет волнообразный характер, считает руководитель единственной в России джазовой филармонии (Санкт-Петербург), народный артист России Давид Голощёкин. — В нашей стране в связи с запретом джаза в советское время он не пропагандировался, знали о нём немногие. Потом наступила эпоха рок-музыки, которая захлестнула молодой поколение. Потом оно устало от рока и снова вернулось к джазу». Такой волнообразный характер интереса к джазу, по словам нашего собеседника, свойственен не только для России, но и для всего мира.
По мнению Давида Голощёкина, градус интереса к джазу зависит от активности продюсеров, которые привозят музыкантов. «Джаз вошёл в нашу жизнь, как водопровод: открыл кран, вода идёт, — рассуждает эксперт. — Но «костёр» необходимо всё время поддерживать. Стоит не проводить в вашем регионе фестивали, и интерес к джазу может потухнуть». С таким мнением согласен и Василий Кучеренко. По его словам, прорыв джаза связан в первую очередь с титаническими усилиями энтузиастов, которые занимаются организацией фестивалей.
Хотя повышенный интерес к джазу в нашем регионе объясняется и готовностью аудитории воспринимать эту музыку. «Слушатели становятся интеллектуальнее, — полагает Илья Константинов. — Они вполне адекватно воспринимают сложные импровизации». Саксофонист называет джаз «информацией плотного содержания», потому что в каждой ноте — своё настроение. «Джаз — наиболее свободное искусство, которое не связано с чужой музыкой. Исполнитель импровизирует и ни разу не повторяется, — продолжает разговор Давид Голощёкин. — Это серьёзное искусство, которое требует работы души».
Тем не менее, по наблюдению Василия Кучеренко, многие продолжают воспринимать джаз в стереотипах советских времён. «Считают, что джаз, как в своё время написал Максим Горький, это «музыка толстых». На самом деле, джаз — музыка красивая и свободная», — утверждает он. Не случайно перед началом фестиваля джазмены на вопрос, с каким чувством нужно идти на их концерты, ответили: «Open your mind!»
Говоря о публике, которая приходит на концерты, собеседники «Конкурента» отметили, что это «совершенно разные люди». «На выступлениях можно встретить и топ-менеджера, и директора банка, и интеллигента советской закваски», — отметил Василий Кучеренко. Давид Голощёкин считает, что на джазовые концерты приходит «продвинутая» публика: «Это люди, которым джаз интересен и они имеют о нём представление».
По подсчётам Василия Кучеренко, в Иркутске есть костяк любителей джаза, примерно тысяча человек: «Приходишь на концерт, смотришь в зал и практически не видишь незнакомых лиц». Илья Константинов рассказал, что на концерте Ришара Бона и на мероприятиях фестиваля были одни и те люди, но их было не более 30%.
Битва за слушателя
Пока основной площадкой для вы-ступления джазовых музыкантов является Иркутский музыкальный театр им. Загурского. «Музыкальный театр при-влекает внимание джазовых музыкантов потому, что «Доктор Джаз» является членом творческого коллектива театра, — отметил Василий Кучеренко. — Эта сцена — лучшая в центральной части города. Хотя промоутеры не обращают внимания на другие достойные площадки на левом берегу Ангары, к примеру, зал ИрГТУ». Кроме того, концерты проходят во Дворце спорта, филиале Театра юного зрителя. Для прошлогоднего фестиваля была задействована экзотическая на тот момент площадка под открытым небом — в центре отдыха «Ерши». Активно используются и клубные площадки — рестораны «БирХауз», «Эстрада», ночные клубы «Панорама» и «Мегаполис».
Гонорар иностранной звезды зависит от уровня исполнителя и может составлять тысячи долларов. «На данный момент, по моей информации, гонорар не превышал 10 тыс. долларов», — рассказал Илья Константинов. Однако одному из наших экспертов известен случай, когда за выступление музыкант получил и 500 долларов. «Дело в том, что в Америке очень много джазовых музыкантов, а такое пресыщение рынка приводит к снижению сумм гонораров», — отметил он.
Промоутеры, которые везут в наш регион джазовых исполнителей, активно конкурируют между собой. В нынешнем году «Джаз на Байкале», прошедший в прошлом году после «Ангарского джаза», опередил «старшего брата». Один из продюсеров даже отказался давать комментарии, узнав, что в числе наших собеседников может быть его соперник. Конкуренция обусловлена тем, что они делят рынок, который с каждым годом становится привлекательнее. Хотя такая «холодная война», по мнению Константинова, будет на руку московским промоутерам, для которых наш регион тоже может быть интересен. «Если придут москвичи, они могут спокойно захватить рынок», — полагает он.
«Музыканты заметили Иркутск на джазовой карте мира. Исполнителей, которые приезжают в наш регион, становится всё больше, а зрителей — столько, сколько было. К несчастью джазовых промоутеров, можно наблюдать, что залы не так полны, как в первые годы», — отметил Василий Кучеренко. Между тем, именно промоутеры несут основные финансовые риски. Они нередко действуют себе в убыток, отметил один из наших собеседников. «Те, кто работает, — это либо люди увлечённые либо профессионалы, — отметил ведущий джазовых концертов. — Поэтому хочу всех призвать: если видите джазовую афишу, приходите на концерт. Ведь таким образом вы работаете на джазовое будущее нашего региона».