Отдушина для эстетов
Киноклуб авторских фильмов Александра Владимирова «35 кадров» (названный по количеству мест в зале) существует в Иркутске уже четыре месяца. По прогнозам московских экспертов, такой киноклуб немодного кино должен был просуществовать месяца два. Видимо, и в столице авторские и ретро-картины не пользуются стойким спросом. Но владелец нашего салона Саша, в старой тусовке попросту Карандаш, опроверг эти домыслы.
— Когда пошло засилье коммерческих фильмов, мне показалось, что продвигать авторское кино просто необходимо. Этого не сделают ни официальные власти, ни частные предприниматели, поскольку это невыгодно. Провести фестиваль «Золотой Витязь» раз в год — это очень мало. Но я не думаю, что духовность ограничивается пропагандируемым там православием. В наше сумбурное время не знают ведь даже классического наследия режиссёров. Поэтому я постарался транслировать два направления кино: классика и новое авторское кино, не могущее выбиться к зрителю из-за своей коммерческой не выгодности.
В начале мая иркутскую публику просто шокировал фильм Артура Аристакисяна «Ладони», документальное кино из жизни бездомных. Автор снимал фильм среди них пять лет. Этот тяжёлый и страшный фильм, показывающий изнанку общества и нищету. Фильм этот построен как десять притч о людях, такой монолог-завещание отца своему сыну.
— Из кино давно сделали аттракцион, а тут пропагандируется искусство в чистом виде. Такие вещи, как воздействие «Ладоней», сложно объяснять, как и классическую музыку. Их ощущают даже не мозгом и душой, а животом. Вот когда у тебя что-то в нём сжимается — это стоит того, чтобы жить дальше. Недавно тут транслировался целую неделю немецкий довоенный экспрессионизм — где ещё вы можете такое увидеть?..
Недавно в киноклубе прошёл показ фильма «Земля» режиссёра Александра Довженко, героическая арт-драма о борьбе с кулаками. Из российских фильмов начала века это был теперь хорошо забытый первопроходец. Все знают заставку «творческая студия им. Довженко», но никто не видел ни одного его фильма.
Фильмы Александр заказывает у таких же любителей раритетов в Москве и Санкт-Петербурге. Пока Карандаш в выборе фильмов ориентируется исключительно на свои вкусы. Но в идеале он хотел бы создать сообщество, которое бы выбирало нужные фильмы и заказывало их. Такой проект есть также в Новосибирске, но там ретро-кинолент не показывают, ограничиваясь аниме и авангардистскими новаторствами. Есть домашний киноклуб и в Хабаровске. Подобные кинолюбители общаются в лайф-журнале Интернета, обсуждая то, что очень интересно или крайне трудно достать.