Светлана Жартун

© Областная газета

КультураИркутск

5945

04.06.2007, 12:28

Геннадий Шапошников: «Нет монополии на истины, но есть монополия на вопросы»

В 2003 году заметным событием в театральной жизни Иркутска стала премьера спектакля по пьесе Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», поставленного столичным режиссером Геннадием Шапошниковым.

Спустя год он стал художественным руководителем Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова. Вызывало удивление, почему успешный режиссер, много и интересно работающий в Москве, согласился приехать в наш провинциальный город.

– Провинция – это то, что расположено в ста километрах от Москвы, – говорит Геннадий Шапошников. – Остальные крупные города относятся к единому культурному пространству России. В моей творческой биографии наступил момент, когда захотелось работать «стационарно».

Истоки

С первого взгляда Геннадий Шапошников кажется человеком закрытым, он охотно говорит об искусстве и не очень любит рассказывать о себе. Однако режиссер согласился определить истоки своего выбора профессии.

– В шахтерском городке Горловка, расположенном возле Донецка, где жила моя семья, театра не было. Впервые спектакль я увидел во Дворце пионеров. Не знаю, был ли то профессиональный коллектив или любительский, но хорошо помню, что одним из главных героев постановки был актер-крыжовник, одетый в зеленый костюмчик с нашитыми на нем бумажными колючками. Был в этом спектакле и другой персонаж – паренек, роль которого исполняла девушка. Игрушечной шпагой она «срубила» у крыжовника его бумажную колючку…

Тот спектакль, скорее всего, был глупостью, но эта глупость перевернула мое сознание. Все лето я ходил по саду с палкой, которая изображала шпагу, и сражался с кустами крыжовника. А потом, уже в более взрослом возрасте, меня потряс Пушкин. Сестра подарила мне роскошное по тем временам издание «Маленьких трагедий». Я ходил все по тому же саду, представляя себя и Моцартом, и Сальери. Текст не надо было учить, строка за строкой он рождался во мне, преобразовывался в живые образы.

В старших классах я начал заниматься в молодежном любительском театре Дворца пионеров, из которого можно было поступать учиться в Москву.

Вслед за товарищами поехал в Щепкинское училище. Меня брали тогда сразу на третий курс, но учебе я предпочел армию, не очень представляя себя в актерской профессии. Позднее стал мечтать о режиссуре. Поступил в Московский институт культуры, потом – в Щукинское театральное училище и его ассистентуру. Так через сомнения, поиск своего места в театре я и стал режиссером.

В свободном плавании

Диплом режиссера Геннадий Шапошников получил в конце 1980-х годов. Это было время, когда рухнул СССР и под воздействием всеобщей демократической эйфории многие театры были переведены на самоокупаемость. Могли ли они искусством зарабатывать деньги в период сплошных невыплат зарплаты? Конечно, большинство «почило в бозе», утонув в мутном потоке социальных проблем.

«Начинать надо было раньше, не тратить годы на рефлексию и сомнения» – думал Геннадий Шапошников, не зная, где и как применить свои способности. Но судьба благоволила молодому режиссеру, его пригласили преподавать в Московский институт культуры, где он получил свое первое высшее образование.

Он преподавал и одновременно начал ставить спектакли с актерами, решившими заняться свободным, не зависящим от театральной политики творчеством. Товариществу, в которое входили артисты Ленкома, Маяковки, Ермоловского, был нужен профессиональный режиссер, и они пригласили Геннадия Шапошникова. Звали его и на антрепризные спектакли. Некоторые из постановок тех лет и сегодня разъезжают по городам и весям нашей необъятной России.

Работая с хорошими актерами, занимаясь настоящим творчеством, Геннадий Шапошников стал вырабатывать свой почерк режиссуры, свой метод постановки спектаклей. Часто ему казалось, что он пытается изобрести велосипед, быстрые колеса которого давно несутся по театральному пространству страны. Самым авторитетным режиссером для Геннадия Шапошникова был тогда Роман Виктюк. Однажды, встретившись с ним случайно, он попросился на стажировку. Знаменитый режиссер обещал подумать. Думал около года, потом позвонил и пригласил на работу.

Ученик мастера

В театре Романа Виктюка Геннадий Шапошников был ассистентом режиссера. Он помогал ему ставить спектакли не только в Москве, но и в театрах России и странах ближнего зарубежья. Мастер объяснял ассистенту свой замысел и уезжал, если работа велась в другом городе, в столицу – заниматься своими многочисленными делами. Шапошников разбирал с актерами пьесу в «застольный» период репетиций, потом выводил их на сцену для пространственного решения спектакля. Дней за пять-шесть до премьеры появлялся Виктюк и вдохновенной рукой мастера доводил работу до конца.

Наблюдая за Виктюком, Шапошников понял, что именитый режиссер часто сам не знает, как рождается рисунок спектакля, его прозрачный воздух, атмосфера.

– Виктюк – режиссер потрясающей интуиции, – рассказывает Геннадий Шапошников. – Свои спектакли он ставит по вдохновению, свободному полету творческого воображения. Те формы, которые у Виктюка рождались по наитию, я в своей дальнейшей работе начал использовать продуманно, точно зная, чего хочу добиться от актеров.

Во время репетиций в театре им. Вахтангова пути мастера и его ассистента разошлись. Шапошников понял, что в профессиональном плане взял все, что мог у Романа Виктюка. Даже научился записывать (специально придуманной скорописью) спонтанно рождающиеся мизансцены. Как-то Виктюк обвинил ассистента в том, что тот не записал придуманный им рисунок репетируемого эпизода. Геннадий Шапошников показал запись. «Когда успел?» – удивился мастер. Он успел, пока режиссер шел со сцены в зрительный зал…

Уход Геннадия Шапошникова из театра Виктюк счел предательством, обиделся на него смертельно, даже запретил пускать на спектакли. Помирились они во время премьеры спектакля Ирины Мирошниченко, который Шапошников поставил в театре эстрады. На премьеру актриса позвала Виктюка – после работы во МХАТе над пьесой Уильямса «Татуированная роза» она считала режиссера своим учителем. После спектакля Виктюк, не говоря лишних слов, обнял режиссера, пригласил приходить в театр. Теплые, дружественные отношения возобновились.

Театр Геннадия Шапошникова

Работать в Иркутск Геннадия Шапошникова пригласил директор драмтеатра Анатолий Стрельцов. Он предложил ему стать художественным руководителем театра и набрать специальный курс в Иркутском театральном училище, поскольку коллективу драмы требуется «молодая кровь». Не верится, что с той поры минуло четыре года, студенты вот-вот защитят дипломы и станут актерами.

Геннадий Шапошников познакомился с иркутским драмтеатром во время постановки спектакля «Прошлым летом в Чулимске». Постоянная работа в одном из старейших театров Сибири ему показалась заманчивой, он принял предложение, правда, первый сезон постоянно летал в Москву – завершал неоконченные дела. Одной из первых постановок на иркутской сцене был «Король Лир» Шекспира.

– Конечно, современный театр должен разговаривать со своим зрителем языком современной драматургии, – считает Геннадий Шапошников. – Но пьес, достойных внимания, сегодня мало. Если же режиссер берет к постановке пьесу, у которой видно «дно», он обречен на штампы. Настоящая новая драматургия сегодня бежит в стороне от основного направления репертуарной политики театра. Если вспомнить судьбу Вампилова, то можно сказать, что этот автор тоже бежал в стороне.

На протяжении всего ХХ века российский театр говорил о времени, в котором жил, языком классики. Особой выразительности этот эзопов язык достиг в спектаклях Георгия Товстоногова, Юрия Любимова, Анатолия Эфроса.

– Если хочешь со сцены рассказать что-то серьезное о человеке, приходится обращаться к классике, – объясняет это Геннадий Шапошников.

Из классического репертуара на сцене охлопковского театра он поставил Мольера, Чехова, Островского, Лорку, Гоголя – спектакли, отличающиеся режиссерскими решениями, но соблюдающие авторскую драматургическую стилистику. В то же время Геннадий Шапошников заставил монологи и диалоги звучать современно.

К каждой постановке Геннадий Шапошников подходит индивидуально. В «Дяде Ване» Чехова он тонкий психолог, умеющий подробно, учитывая все нюансы движения человеческой души, работать с актерами над образами. А в спектакле по Островскому «Не так? Живем, как хочется!» использует приемы условного театра.

Шапошников относится к поколению режиссеров, знакомых не только с системой Станиславского, но и развитием этой методики в работах его учеников: в поиске импровизационных и гротесковых форм Евгения Вахтангова, невербальном театре Михаила Чехова, «биомеханике» Всеволода Мейерхольда. Изучая разнообразные направления режиссуры, он выкристаллизовывает свой мир театра, позволяющий ставить пьесы авторов любого времени.

В спектаклях Геннадия Шапошникова отчетливо проявляется гражданская позиция режиссера. Он хорошо понимает достоинства и болезни нашего общества. И говорит: «Придумать лекарство от этих болезней я не могу, но знать симптомы обязан. Нет монополии на истины, но есть монополия на вопросы…»

Светлана Жартун

© Областная газета

КультураИркутск

5945

04.06.2007, 12:28

URL: https://babr24.info/irk/?ADE=38226

bytes: 9042 / 9014

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Бабродвиж в Иркутске: арт-вечер «Байкальский лёд», спектакль «Летучая мышь» и интеллектуальный турнир «Культурные игры»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 26 ноября по 1 декабря у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и игровые программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

4765

25.11.2024

Лучше поздно, чем плохо. Лучшее от Вольтера к юбилею автора

При жизни его книги сжигали на кострах, а их автора подвергали гонениям вплоть до заключений в Бастилию, что не помешало ему к концу жизни стать одним из богатейших людей Франции и встретить смерть в роскошном особняке в центре Парижа.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

6186

21.11.2024

Мисс Вселенная 2024. Блондинка из Датского королевства и Валя в топовой дюжине

Поздним вечером 16 ноября в Мехико прошёл финал 73‑го международного конкурса красоты «Мисс Вселенная». В состязании первых красавиц планеты приняли участие представительницы 125 стран и территорий, что стало историческим рекордом. В финал вышли 30 участниц.

Филипп Марков

КультураОбществоМир

8980

18.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Кумиры ХХ века», квиз «Умники и умницы» и спектакль «Маленький принц»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 18 по 24 ноября у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и концерты. Концерт «Кумиры ХХ века» 19 ноября все желающие смогут посетить концерт «Кумиры ХХ века» в Иркутской областной филармонии.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

10012

18.11.2024

Видео дня. «Миссия невыполнима»: после смертельной расплаты – финальная

Кинокомпания Paramount Pictures представила первый официальный трейлер шпионского боевика «Миссия невыполнима: Финальная расплата» – восьмого эпизода популярной медиафраншизы и сиквела фильма «Миссия невыполнима: Смертельная расплата».

Филипп Марков

КультураМир

8711

12.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: выставка «Семейные традиции», мастер-класс «Дары осени» и оперетта «Принцесса цирка»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 12 по 17 ноября у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

11873

11.11.2024

Очарование европейского экрана. К юбилею Джованны Меццоджорно

Она не снялась ни в одном голливудском фильме и при этом была признана лучшей актрисой кинофестивалей в Венеции, Карловых Варах, Москве, Бангкоке, Чикаго и Дамаске и семь раз номинировалась на Национальную кинопремию Италии «Давид ди Донателло».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

9583

09.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: музыкальный квиз «Угадай мелодию», оперетта «Брачное агентство» и мастер-класс «Русская девица»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 5 по 10 ноября в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы, концерты и игры.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

13320

04.11.2024

«Джаз на Байкале» прозвучал в Иркутске в девятнадцатый раз

Энергохолдинг Эн+, основанный промышленником Олегом Дерипаской, стал генеральным партнером Международного музыкального фестиваля «Джаз на Байкале». На протяжении девятнадцати лет это мероприятие собирает в Иркутске ведущих российских и международных музыкантов и благодарных зрителей.

Ярослава Грин

КультураИркутск

17388

01.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Звучащие эпохи», спектакль «Почему ты уходишь?» и литературный квест «В поисках утраченного»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 29 октября по 3 ноября в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли, концерты и развлекательные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

15322

28.10.2024

Сусака-мусака второй свежести. «Волшебник Изумрудного города» в Иркутском музыкальном театре

Я помню мир совсем другим, в нём было место волшебству... Из мюзикла «Волшебник Изумрудного города» 84-й театральный сезон Иркутский музыкальный театр решил открыть семейным мюзиклом.

Филипп Марков

КультураИркутск

26476

26.10.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Истории кота Филофея», мастер-класс «Фонарик» и познавательная беседа «Театральный этикет»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 22 по 27 октября у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и познавательные программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

16494

21.10.2024

Лица Сибири

Чернышев Игорь

Колмаченко Василий

Грешилов Алексей

Сутула Василий

Сильва Беойя Умберто

Предеин Сергей

Сафронов Александр

Щепин Андрей

Васильев Михаил

Чуловский Сергей