Елена Орлова

© Областная газета

КультураИркутск

5537

18.06.2007, 12:08

Чиновник и режиссер Алексей Худяков

Самый старый в Приангарье молодежный театр – «Юность» из Иркутска – завершил 40-й театральный сезон. В репертуаре коллектива есть очень разные спектакли – от веселых комедий до серьезных драм.

И каждый выдержан «от и до» в профессиональном смысле – сценография, костюмы, вдумчивая, основанная на традициях русского психологического театра проработка роли. Руководит коллективом Алексей Худяков. Уже много лет он работает на государственной службе, сейчас является заместителем начальника отдела государственной поддержки и развития системы профессионального образования в сфере культуры департамента культуры и архивов Иркутской области. И по-прежнему ставит спектакли.

– Алексей Алексеевич, как возникла идея создания театра «Юность»?

– В 1965 году у моего педагога Светланы Ямцум возникла идея открыть студию детского и юношеского творчества при иркутском Дворце пионеров. Когда она была создана, руководство доверили мне. Премьера первого спектакля состоялась в 1966 году, тогда же мы с ребятами придумали название нашему коллективу – «Юность». Потом студия переросла в театр.

Сначала мы были своеобразным вторым ТЮЗом в Иркутске, ставили сказки, затем стали делать спектакли, которые бы затрагивали проблемы первой любви, становления личности, дружбы. Дальше мне захотелось заняться популяризацией классических произведений. Я стал писать различные композиции по Есенину, Лермонтову. В нашем репертуаре появились постановки, которые получили большое признание публики – «Эй ты, здравствуй!», «Поговорим о странностях любви» Мамлина, «Был выпускной вечер» Ремезова, «Разбитое окно» Кузнецова. Они призывали к порядочности, гражданской позиции, верной дружбе. На этих пьесах выросло целое поколение ребят, которые сейчас работают в самых разных сферах.

– В том числе в театре и в кино?

– Конечно, когда я чувствовал, что ребята не просто любят театр, но и имеют определенный талант, то старался направлять их по этой стезе. У меня из студии вышли девять заслуженных артистов России. Из первого поколения, которое стояло у истоков театра, я бы выделил народную артистку, актрису иркутского ТЮЗа Людмилу Стрижову и актрису Владимирского театра кукол Галину Седых, из следующих поколений – заслуженную артистку Иркутской областной филармонии Наталью Головину. Кстати, последним из этой «девятки» звание заслуженного артиста России получил актер Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова и мой бывший ученик Николай Константинов. У меня он дебютировал в спектакле «Эй ты, здравствуй!». А раньше эту роль играл бывший хулиган, а сейчас тоже заслуженный артист России Геннадий Гущин.

– Бывший хулиган?

– Да от него страдала вся школа (улыбается). Он был не только хулиган, но и страшный фантазер. Он системно срывал занятия, потому что ему было неинтересно учиться. В нашу студию Геннадия Гущина привел друг. У нас же занималась дочка его классного руководителя Наталья Говорина, и однажды ее мама, совершенно измученная выходками Гены, пришла ко мне и сказала: сделайте что-нибудь, умоляю, иначе я умру. Я говорю: давайте постараемся, чтобы он хотя бы восемь классов окончил. И я пошел к нему в школу. Подхожу и встречаю на крыльце Гену – стоит в марте месяце без верхней одежды, трясется от холода. Я говорю: ты что стоишь раздетый? А он: вас жду. Я думаю: надо же, какой преданный мальчишка, наверное, на него все наговаривают – я же не знал, что его с уроков выгнали.

Вот так Гена и юморил, любил задавать вопросы учителям. Каждое слово – какой-нибудь подвох. А когда он учился на заочном отделении филологического факультета Иркутского государственного университета, у него возникла конфликтная ситуация на экзамене по фольклору. Гена взял проблемную тему: относится ли «Курочка Ряба» к партийной литературе? Помните, была у Ленина такая статья о партийности литературы. Он так заморочил голову преподавателям, что те поставили ему «удовлетворительно», чтобы только его больше не видеть.

– С какого возраста у вас занимаются ребята?

– Раньше у меня занимались школьники, начиная примерно с восьмого класса, но не так давно все изменилось. Ребята, которые пришли ко мне несколько лет назад, привыкли и остались в театре. Поэтому сейчас у меня больше студентов, чем школьников. Возрастная категория – от 16 до 23 лет. Занимаются те ребята, которые уже определились в профессии, в основном юристы и медики.

Как только мои артисты получают специальность, они из театра уходят. Хотя бывают ситуации, когда человек совсем неожиданно меняет свою профессию на творческую. У меня занимался молодой человек Володя Коварский и параллельно очень успешно учился в медицинском университете на лечфаке. Я обратил внимание, что у него очень красивый тембр голоса, и когда сюда приезжали московские артисты, показал им Володю. Оказалось, что у него баритональный бас, а это редкость, буквально национальное достояние. И сейчас он – студент второго курса музыкального факультета Российской театральной академии, которая готовит артистов для оперных театров. Недавно мне звонила его мама и сказала, что Народная артистка СССР Синявская очень высоко отозвалась о голосе и работоспособности Володи. Кто знает, может, парень будет звездой, ведь никто же не ожидал, что Иван Вырыпаев добьется таких успехов.

– А как он попал в ваш театр?

– У меня занималась Марина Соловеенко, которая потом стала завучем средней школы № 63. Сама будучи театралкой, она заметила, что у ее ученика Вани Вырыпаева есть талант, и привела его к нам. Я тогда ставил «Свадьбу» Зощенко и доверил ему роль жениха. Он очень хорошо сыграл. Потом у нас с Евгением Ячменевым (директор Дома-музея декабристов. – Авт.) возникла идея создать домашний театр Волконских. Мы поставили одноактный спектакль «Пощечина» по пьесе Эжена Лабиша, в котором сыграли Иван Вырыпаев, будущий кинорежиссер Иван Комаров – очень талантливый парень, который, к сожалению, трагически погиб, и ныне московские актрисы Лариса Толстоухова и Елена Деркач. Получилось так, что как раз после премьеры в Иркутске проходило зональное совещание театральных критиков Сибири, Урала и Дальнего Востока. К нам приехало около 40 человек, включая столичных специалистов. И их пригласили на этот спектакль.

– Ребята волновались?

– Они же были любителями, так что им было «море по колено», а вот я сильно переживал. Начался спектакль, Лариса Толстоухова случайно наступила на подол платья и чуть не вывалилась в гостиную. А дальше все пошло как по маслу. Критики сначала смотрели снисходительно, а потом у них появился интерес. Мало того, они стали подыгрывать артистам.

Когда закончился спектакль, критик Вера Максимова спросила: а здесь есть директор театрального училища? Ее не оказалось. Она говорит: странно, почему она не присутствует, когда играют такие одаренные дети? Подходит к Ларисе Толстоуховой и спрашивает: а ты, девочка, кем работаешь? Та отвечает: сверловщицей на заводе. А ты не поступала в театральное? Поступала, меня не взяли. Она: как так, красивая девушка, а у нас в театрах смотреть не на кого. После этого Лариса пошла по дополнительному набору в театральное и стала актрисой.

А про Ваню Вырыпаева, который тогда хотел ехать поступать в Москву, критик Нина Соловьева сказала: «Он такой молодой, чистый, светлый, я боюсь, если он уедет в столицу, ничего у него от этой чистоты не останется. Пусть поступает в иркутское театральное училище, а если у него есть талант, а он у него, несомненно, есть, то он пробьет дорогу в жизнь». Так все и получилось. Я, конечно, не со всем, что Ваня делает, согласен, у нас с ним разные взгляды на театр. Но это не мешает мне уважать его за талант и радоваться его успехам.

– Недавно вы в своем театре поставили пьесу Ивана Вырыпаева «Сны»?

– Да, это его ранняя пьеса. Он ее в Иркутске ставил семь лет назад на сцене Дома актера. Эта пьеса очень понравилась моим ребятам. Сначала было трудно работать над ней, а потом они нашли в ней что-то такое, за что полюбили. Там нет логической последовательности, идет хаотический поток сознания, который потом выстраивается в четкую цепочку. В этом и прелесть Ваниных пьес.

– А как вы сами пришли в театр?

– Я с детства любил театр. Помню, мы жили в предместье Марата, в коммуналке, и ребятишками играли спектакли на кухне, приглашая в качестве зрителей всех соседей. И они сидели на кулях с картошкой, а мы играли спектакль. Кстати, забавный случай: однажды в школе, в шестом классе, мы играли вместе с будущим губернатором Борисом Говориным в одном спектакле, «Чиполлино». Я был синьор Помидор, а он – мастер Виноградина. А потом в седьмом классе я пришел во Дворец пионеров и остался здесь навсегда. С того времени прошло уже 45 лет.

– А почему вы профессионально не занялись театром?

– По семейным обстоятельствам. Когда я окончил школу и хотел ехать учиться на режиссера в Москву, у меня возникла проблема – заболела мама. Но я тогда не собирался отказываться от мечты. Как раз в это время на гастроли в Иркутск приехал Театр Советской Армии, и меня познакомили с Народным артистом СССР Андреем Поповым. Я рассказал ему о своих проблемах. Он спросил: а если вы не поступите, то куда пойдете? Я говорю: в университет. А он мне: правильно, я думаю, вам нужно сначала идти в университет. Вот представьте – вы поступите в театральный институт, через четыре года станете режиссером, придете к нам в театр, и мы должны будем вас слушать. Вы нас чему-нибудь сможете научить или как? Мне сразу стало стыдно. А он: вот вы окончите вуз, получите высшее гуманитарное образование, познакомитесь с историей и литературой – и тогда приходите. Вот это и определило мою судьбу.

– Вы поступили в университет?

– Я окончил исторический факультет Иркутского государственного университета. Я окончил школу с золотой медалью, и все дороги вроде были открыты, но никуда особенно не тянуло. Сначала хотели с товарищем поступать на астрофизику, но отделение закрыли. В мединститут на нейрохирурга не взяли из-за плохого зрения. На журналистику – из-за отсутствия стажа. Так я поступил на исторический, но театр не бросал. Когда я окончил институт, мне предложили остаться в аспирантуре. Потом я преподавал в университете на кафедре истории СССР и в 1971 году поехал со студентами на практику в Ленинград, где и произошла эта история со свечкой, которая разрушила мою карьеру.

– Что за история?

– Когда я уезжал в Ленинград, моя бабушка попросила зайти в храм и поставить свечку за дядю, который погиб при обороне города на Пулковских высотах. Мы пошли со студенткой и еще одним преподавателем в Александро-Невскую лавру и поставили свечку. А когда мы вернулись в Иркутск, на заседании кафедры, где мы отчитывались за практику, меня спросили, ставил ли я свечку в церкви. Я сказал – да, и объяснил причину. А мне ответили: вы понимаете, что это несовместимо со статусом преподавателя общественной дисциплины? Так рухнула моя карьера ученого, но я ни о чем не жалею. Конечно, тогда мне было очень тяжело. Я ушел из университета. Но практически сразу меня пригласили в Иркутский областной краеведческий музей, где я проработал 13 лет в должности заместителя директора по науке. Дослужился до члена координационного совета по науке музеев РФ. Потом создали в областном комитете по культуре отдел театров и учебных заведений и предложили мне там работать. А театр «Юность» все время был со мной рядом.

– И как у вас получается совмещать должности чиновника и режиссера?

– Об этом не мне судить, но я люблю свою работу. Если бы это было не так, я давно бы ушел. Конечно, сейчас новые требования, приходится много читать, думать, чтобы соответствовать времени. Но в моей жизни всегда есть театр и мои ребята. Недавно я серьезно заболел, лежал дома пять месяцев, и они приходили, помогали, убирали, готовили. И тут же мы ставили спектакль «Сны». Так что «Юность» – это больше чем работа и хобби, это огромная часть моей жизни.

Справка газеты «Областная»

В молодежном любительском театре «Юность» занимаются около 30 человек. В этом году театр выпустил две премьеры – «Мария Стюарт» по пьесе Людмилы Разумовской «Ваша сестра и пленница» и «Сны» Ивана Вырыпаева. За 40 лет множество профессиональных актеров и режиссеров прошли через «Юность». Это Людмила Стрижова, Геннадий Гущин, Николай Константинов, Иван Вырыпаев и многие другие.

Елена Орлова

© Областная газета

КультураИркутск

5537

18.06.2007, 12:08

URL: https://babr24.info/irk/?ADE=38468

bytes: 12196 / 12189

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Аниме. 2-й сезон», мастер-класс «Миска-кит» и спектакль «Дом»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 25 по 30 июня в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

9024

24.06.2024

Лучшие роли великой Мэри. К юбилею Мэрил Стрип

Более 70 ролей в кино, отмеченных премиями «Оскар», «Золотой глобус», BAFTA, «Эмми», «Спутник», «Сезар», «Жорж», «Давид ди Донателло» и призами Каннского, Берлинского, Сан-Себастьянского и Московского кинофестивалей.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

5945

22.06.2024

Бабродвиж в Иркутске: интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», спектакль «Развод в караоке» и экскурсия «Декабристы в Иркутске»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 18 по 23 июня в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

10764

17.06.2024

Бабродвиж в Иркутске: литературный час «Куда спешат тропинки», спектакль «Мамаша Драйв» и выставка «Цвет и свет»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 11 по 16 июня жители и гости Иркутска смогут посетить спектакли, мастер-классы, выставки и литературные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

12796

10.06.2024

Видео дня. «Чужой: Ромул» от Феде Альвареса и Ридли Скотта и второй трейлер «Максин XXX»

Кинокомпания 20th Century Studios представила первый полноценный трейлер фантастического фильма ужасов «Чужой: Ромул» (Alien: Romulus). Дублированная русская версия опубликована на YouTube‑канале Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

6548

05.06.2024

Видео дня. Последний танец Венома

Кинокомпания Sony Pictures представила первый полноценный официальный трейлер супергеройского боевика «Веном: Последний танец» (Venom: The Last Dance). Дублированная русская версия опубликована на YouTube-канале Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

6369

04.06.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Томас Лермонт и королева фей», мастер-класс «Конфетница-оленёнок» и спектакль «Лев на каникулах»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 4 по 9 июня жители и гости Иркутска смогут посетить спектакли, концерты и мастер-классы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

14015

03.06.2024

Видео дня. «Одинокие волки» Брэд Питт и Джордж Клуни и «Семейное дело» Николь Кидман

Трейлеры сразу двух знаковых релизов с рейтингом ожидания 100 % были опубликованы 29 мая.

Филипп Марков

КультураМир

7171

30.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: мюзикл «Русский фантом», литературный квиз «Страшный сон Татьяны» и мастер-класс «Танец бабочек»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 28 мая по 2 июня в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

16221

27.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: мастер-класс «Ловец снов», концерт «Шедевры эпохи барокко» и спектакль «Сказки с небесного чердака»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 21 по 26 мая в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли и концерты. Мастер-класс «Ловец снов» 21 мая жители и гости Иркутска смогут посетить мастер-класс «Ловец снов» в пространстве «Гений места».

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

17521

20.05.2024

Видео дня. Эпическая «Злая»

Кинокомпания Universal Pictures представила полноценный трейлер эпического фэнтезийного музыкального фильма «Злая». Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

9299

17.05.2024

Мистер Успех. Джорджу Лукасу – 80!

Голливуд называют столицей фальсификации, выдумки и больной фантазии. Но мне кажется, в этих номинациях всё-таки лидирует Вашингтон. Джордж Лукас «Звёздные войны», «Индиана Джонс», «Земля до начала времён», «Лабиринт», «Убийства на радио»...

Филипп Марков

КультураСобытияМир

9113

14.05.2024

Лица Сибири

Пимашков Петр

Булыгин Владимир

Кузнецов Сергей

Резников Владимир

Татаринов Андрей

Пронин Юрий

Бадмаев Заян

Барсуков Александр

Дронов Михаил

Вагнер Аарон