Леонид Андрулайтис

© Областная газета

КультураИркутск

3189

07.03.2008, 15:49

Марица. Перезагрузка

В четвертый раз музтеатр поставил знаменитую оперетту.

Некоторые представители молодого поколения наверняка заметили эту странность: на афишах, недавно появившихся в Иркутске, в слове «Матрица» по недосмотру была пропущена буква «Т»… Но мы-то знаем, что афиши эти сообщали вовсе не о выходе очередной серии голливудского хита. Начало весны было ознаменовано радостным событием для театральной публики: в Иркутском государственном музыкальном театре им. Загурского состоялась премьера новой постановки популярнейшей оперетты Имре Кальмана.

Уже в четвертый раз на иркутской сцене ставят «Марицу» – оперетту, без которой немыслим репертуар ни одного музыкального театра. На этот раз за постановку взялся красноярский режиссер Василий Вавилов.

«Марица», в советской трактовке призванная обличать буржуазную несправедливость, сегодня выглядит как мыльная опера про любовь женщины-олигарха к собственному топ-менеджеру. Денежные отношения гармонично переплетаются с любовными, что продиктовано не только сюжетом, но и законами жанра.

Думаю, излишним будет пересказ этого шедевра, равно как и упоминание о том, что премьерные спектакли сопровождались аншлагом, ведь «Марица» входит в десятку самых популярных произведений в этом жанре. Уже первые ноты увертюры заставили пожилых дам начать кивать головами в такт музыке. Да и во мне заиграли искорки бессознательной ностальгии: пластинку с записью «Марицы» очень любила моя бабушка, поэтому хрестоматийные «Пой, цыган» и «Плачьте, скрипки» крепко сидят в моем подсознании. Именно бабушка поведала мне, что оперетта – это «опера, где еще и разговаривают». Как раз из-за того, что там «еще и разговаривают», мне в детсадовском возрасте Кальман нравился значительно больше, чем Вагнер.

Думаю, что путешествие в детство в этот вечер совершил не только я. И дело вовсе не в знакомых с малых лет кальмановских «шлягерах», а в том, что оперетта рассчитана именно на детскость восприятия – детскость, которая до старости живет в каждом, но задыхается под тяжестью возраста и социальных обязательств. Оперетта – это театр, существующий под девизом «развлекай и властвуй». В оперетте все должно быть легко – любовь и мимика, предательство и мелодика, слова и время, цвета и жесты. В этом смысле новая постановка музыкального театра – стопроцентное попадание в цель.

Марица в исполнении Юлии Пихтиной – двойная удача. Во-первых, большая удача для молодой актрисы получить такую роль, да еще и с благословения великой Елены Волошиной (народная артистка России, кстати, расслабленно-строго смотрела спектакль в первом ряду). Во-вторых, это большая удача для театра, потому что Юлия Пихтина – певица поистине замечательная. Даже в картонном опереточном пространстве она умудрялась не переигрывать, и все партии исполняла вокально точно. А ослепительная улыбка юной Марицы, внешне похожей на недостающее звено между Еленой Образцовой и Кирой Найтли, сражала наповал не только персонажей постановки, но и простых смертных мужиков.

На ее фоне блекло выглядел управляющий в исполнении Евгения Алешина. Но эта «второплановость» органична и говорит скорее в пользу актера, потому что его Мадач получился вполне убедительно: разоренный мажор и щеголь, оглупевший от внезапной любви.

Почти каждое громогласное кряхтенье князя Эстергази (заслуженный артист РФ Вячеслав Варлашов) сопровождалось смехом, а иногда и аплодисментами. Он выкатывал глаза, брызгал слюной, отчеканивал каждое слово в очаровательно несмешных шутках и эффектно потряхивал цветастым орденом на колоритном пузе.

Слегка истерические интонации фермера Коломана Зупана (Игорь Переверзев) удачно подчеркивали бестолковость персонажа, в меру помешанного на свиноводстве и собственной вполне безвредной глупости. А вот во время вокальных партий оркестр мог бы играть и потише, потому что разобрать то, что он пел, не было никакой возможности.

Отдельного упоминания заслуживает «сладкая парочка» из третьего действия – княгиня Божена (заслуженная артистка РФ Елена Бондаренко) и Пенижек (Александр Баязитов). При их появлении на сцене спектакль достиг своего циркового апогея. Похожая на фиолетовую Шапокляк, большая любительница фитнеса и альтернативной медицины, Божена ездила на велосипеде, выразительно корчила лицо, самозабвенно и смешно пела… Пенижек в основном просто кричал и в довершение всего виртуозно залил сцену клоунскими слезами.

Массовка порой двигалась по сцене, придерживаясь единственного принципа – «не сбиться». Пылающий неубедительной цыганской страстью, кордебалет старался изо всех сил. Вообще, хореографическую составляющую спектакля вряд ли можно назвать стопроцентно органичной: она не отличалась не только оригинальностью, но и живостью. Исключением, пожалуй, стали яркие номера во втором действии – цыганский танец, танго и канкан.

Оркестр звучал, словно саундтрек к фильму, что, на мой взгляд, вовсе не случайно. «Марица» написана была тогда, когда не было домашних кинотеатров с системой Dolby Surround. Но потребность в чем-то универсально-развлекательном, зрелищно насыщенном и содержательно простом у зрителя существовала. Поэтому музыка «Марицы» даже там, где на первый план выходит мелодия, – это своего рода прообраз сложной звуковой атмосферы современного развлекательного фильма. И с главной задачей – иллюстративностью – дирижер Николай Сильвестров справился.

В первом и втором действии структурообразующей декорацией служила огромная конструкция, призванная изображать фасад замка, но вначале больше напоминавшая кровать из опочивальни Людовика XIV в исполнении Кукуевского сталепрокатного завода. В третьем действии деревья в парке почему-то вызвали в памяти образ девушки с веслом. В целом сценограф Андрей Штепин сделал все возможное, чтобы сцена выглядела в меру авангардно, и надо отдать должное, декорации смотрелись весьма органично, ничуть не мешая действию.

Но вернемся к «Матрице» – которая с буквой «Т». Про нее я вспомнил не случайно. Если этот знаменитый фильм можно назвать кинокомиксом, то оперетта вообще и «Марица» в частности – комикс театральный. Все здесь должно изображаться ярко и схематично, доходчиво и легковесно. И эта яркость отдельных сцен в иркутской «Марице» была доведена до абсурдного совершенства. Например, момент встречи Марицы и Мадача сопровождался потуханием света, разбрасыванием цветочных лепестков и зажиганием множества лампочек, символизирующих звезды, – средь бела дня.

Поэтому наша «Марица» обречена на успех и еще долгую, счастливую и беззаботную жизнь.

Леонид Андрулайтис

© Областная газета

КультураИркутск

3189

07.03.2008, 15:49

URL: https://babr24.info/irk/?ADE=43893

bytes: 6443 / 6443

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Лучше поздно, чем плохо. Лучшее от Вольтера к юбилею автора

При жизни его книги сжигали на кострах, а их автора подвергали гонениям вплоть до заключений в Бастилию, что не помешало ему к концу жизни стать одним из богатейших людей Франции и встретить смерть в роскошном особняке в центре Парижа.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

5007

21.11.2024

Мисс Вселенная 2024. Блондинка из Датского королевства и Валя в топовой дюжине

Поздним вечером 16 ноября в Мехико прошёл финал 73‑го международного конкурса красоты «Мисс Вселенная». В состязании первых красавиц планеты приняли участие представительницы 125 стран и территорий, что стало историческим рекордом. В финал вышли 30 участниц.

Филипп Марков

КультураОбществоМир

8086

18.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Кумиры ХХ века», квиз «Умники и умницы» и спектакль «Маленький принц»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 18 по 24 ноября у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и концерты. Концерт «Кумиры ХХ века» 19 ноября все желающие смогут посетить концерт «Кумиры ХХ века» в Иркутской областной филармонии.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

9071

18.11.2024

Видео дня. «Миссия невыполнима»: после смертельной расплаты – финальная

Кинокомпания Paramount Pictures представила первый официальный трейлер шпионского боевика «Миссия невыполнима: Финальная расплата» – восьмого эпизода популярной медиафраншизы и сиквела фильма «Миссия невыполнима: Смертельная расплата».

Филипп Марков

КультураМир

8520

12.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: выставка «Семейные традиции», мастер-класс «Дары осени» и оперетта «Принцесса цирка»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 12 по 17 ноября у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

11167

11.11.2024

Очарование европейского экрана. К юбилею Джованны Меццоджорно

Она не снялась ни в одном голливудском фильме и при этом была признана лучшей актрисой кинофестивалей в Венеции, Карловых Варах, Москве, Бангкоке, Чикаго и Дамаске и семь раз номинировалась на Национальную кинопремию Италии «Давид ди Донателло».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

9408

09.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: музыкальный квиз «Угадай мелодию», оперетта «Брачное агентство» и мастер-класс «Русская девица»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 5 по 10 ноября в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы, концерты и игры.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

12627

04.11.2024

«Джаз на Байкале» прозвучал в Иркутске в девятнадцатый раз

Энергохолдинг Эн+, основанный промышленником Олегом Дерипаской, стал генеральным партнером Международного музыкального фестиваля «Джаз на Байкале». На протяжении девятнадцати лет это мероприятие собирает в Иркутске ведущих российских и международных музыкантов и благодарных зрителей.

Ярослава Грин

КультураИркутск

16386

01.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Звучащие эпохи», спектакль «Почему ты уходишь?» и литературный квест «В поисках утраченного»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 29 октября по 3 ноября в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли, концерты и развлекательные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

14624

28.10.2024

Сусака-мусака второй свежести. «Волшебник Изумрудного города» в Иркутском музыкальном театре

Я помню мир совсем другим, в нём было место волшебству... Из мюзикла «Волшебник Изумрудного города» 84-й театральный сезон Иркутский музыкальный театр решил открыть семейным мюзиклом.

Филипп Марков

КультураИркутск

25736

26.10.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Истории кота Филофея», мастер-класс «Фонарик» и познавательная беседа «Театральный этикет»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 22 по 27 октября у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и познавательные программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

15786

21.10.2024

Между капризом и любовью. Лучшее от Оскара Уайльда к юбилею автора

Я живу в постоянном страхе, что меня поймут правильно.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

9549

16.10.2024

Лица Сибири

Костина Оксана

Кузеванов Виктор

Ковалева Альбина

Абрамченко Виктория

Такаландзе Геннадий

Девицкий Эдуард

Будашкаева Светлана

Пушкарев Вячеслав

Хохряков Евгений

Ворончихина Варвара