Не смотрите на кукол свысока
Вячеслав Головня в театре кукол с 1959 года. Сыграл более 100 ролей. Более 10 спектаклей поставил как режиссер. В 1989 году организовал свой театр одного актера и с тех пор работает независимо.
В его репертуаре шесть спектаклей. Имеет ряд почетных наград: Отличник культуры СССР; Дипломант Всероссийских смотров и т.д. Со своими спектаклями работал в Иркутске, Братске, Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске, Южно-Сахалинске, в Николаеве (Украина), Благовещенске.
- Вот вы сколько городов видели? - так получилось, что один из первых вопросов интервью был задан не мной, а как раз в расчете на мой ответ. - Меня же моя профессия прокатила по всей стране...
- Сама страна предстала передо мной как захватывающее зрелище - захватывающее и великое. Мы приезжали в Тынду. Когда она была - десять метров шпал. Ставили спектакль "Бука" и жили в палатках. Гастроли обычно выпадали на зимний период года, а мы от них не отказывались. Помню Ленск в 57 градусов ниже нуля. Там постоянно парило оттого, что снег испарялся от мороза. До того как мы туда попали, нам выдали аванс и предупредили: не забудьте купить ватные штаны и валенки. Кто представляет артистов иначе? Зал был постоянно полон, хотя из-за мороза не летали самолеты и были закрыты школы. Или Горная Чуя. Мы жили в Доме культуры, там же днем проходила партконференция, а когда она завершила свою работу... нас разбудили и попросили дать спектакль. Шел второй час ночи, мы подумали и согласились. "Медвежонок Рим-тим-ти", знаете такого? На следующий день, когда уже повторяли спектакль, ко мне подошли:
- А где другой медвежонок, почему на сцене кукольный?
- Этот у нас один.
- Да нет же, ночью был живой.
И мне было трудно объяснить человеку, что живой медвежонок не гуляет где-то вместо спектакля: во многих местах из тех, где мы выступали, просто не знали, что такое кукольный театр. Прибавьте к этому вдыхающее жизнь волшебство ночных теней и, конечно, искусство игры.
Кукла - самая главная
- Кстати, а что такое кукольный театр?
- Профессионализм в том числе. На всю жизнь я запомнил запись на ЦТ. Там висело объявление "За секунду брака артист лишается квартальной премии". Так мы работали: если "потерял пол", то есть кукла нырнула - немедленно наказывали. Голос дрогнул - то же.
В одном из ранних интервью с Вячеславом Ивановичем читаю: "Мы поставим такой спектакль, в котором проявятся все: и актеры, и художник, и..." Сейчас он говорит:
- В кукольном театре самой главной должна быть кукла. Развитие театра привело к тому, что все чаще на сцене появляется артист - но недопустимо, чтобы он увлекся собственной игрой настолько, что забыл про героиню кукольного театра. И еще - кукол любят дети. Прежде всего для них существует любой кукольный театр... В начале своей карьеры чаще всего я играл положительного героя во всех отношениях. Меня даже критиковали редко. Что скажешь против Ивана царевича или, допустим, Емели? Критики, даже профессиональные, перед тем как перейти к Емеле, писали о "специфике театра". Но в искусстве нет малых форм! Поэтому поставил спектакль - получи правду о нем, снисходительное отношение к театру кукол меня оскорбляет.
С Вячеславом Ивановичем мы разговариваем не один час, так что даже затрагиваем тему обнаженности на сцене, возвращаемся к истории кукольного театра.
- Адам и Ева до грехопадения, как известно, не нуждались в одежде. В "Божественной комедии" нам предложили, чтобы Адам не имел никаких определенных отличий своего пола. Мы воспротивились: Адам в нашем воображении был живым человеком. А не бесполым...
Жена Вячеслава Ивановича (Ольга Михайловна Головня), в прошлом драматическая актриса и артистка театра кукол, сейчас всегда дома. У нее 108 фотографических альбомов и две общие тетради газетных вырезок.
- Все это было, - говорит она.
- А я так про это уже забыл. Вперед надо смотреть, в будущее. Сейчас у меня театр одного актера, езжу с ним по Иркутску и на гастроли. Съездил в Усть-Илимск с новым спектаклем. Обычно у меня рождаются образы, и я знаю, что будут делать куклы в новом спектакле, и как будут выглядеть. Все хранится до времени в голове, а когда-нибудь я сяду за печатную машинку, и тогда уже родятся и заговорят герои нового спектакля.
Ловкость рук, и никакого мошенничества
- Часто мне говорят, что у меня на сцене бывает одновременно до трех кукол. На самом деле это просто театральная иллюзия.
Конечно, у меня всего две руки, а третий персонаж возникает в воображении зрителей при быстрой смене кукол. Вы знаете, в спектакле задействовано обычно пять-шесть кукольных героев. Для каждого нужны не только кукла и характер, но и - самое трудное - голос! Это очень важно. Зритель должен различать все голоса. К примеру, на сцене звучит вопрос, и тут же, сменив интонацию и индивидуальные характеристики голоса, я должен дать на него ответ - но уже за другого героя кукольного спектакля.
- У вас есть любимые куклы?
- Мне дорога та кукла, с которой я в данный момент работаю.
В то время, как я была в гостях у Вячеслава Ивановича, одна из его кукол отправилась с коллегой бывшего хозяина в детский дом, где предполагается открытие студии кукол.