Бурятская "арлекинада" иркутянам по душе
Улан-удинский театр оперы и балета прошел большой творческий путь за один год Единственные летние гастроли в городе театра оперы и балета проходят как-то незаметно. Видимо, помня прошлый приезд, иркутяне не спешат на нынешнюю встречу. В чем и заблуждаются. 7 июля в Иркутске артисты бурятского театра показали новый балет-буффонаду "Арлекинада, или В подражание Петипа". После десятилетнего застоя бурятский театр в 2000 году решил возродить и упрочить былую славу. Однако вернуть ее оказалось делом довольно сложным. Прошлогодние гастроли в Иркутске не принесли ожидаемого удовлетворения ни артистам, ни тем более зрителям. Говорят, что неудача и подвигла артистов к работе над собой. За год они проделали огромный творческий путь и в нынешний приезд приятно удивили иркутян. Многие, как и я, пришли на спектакль "Арлекинада" из любопытства - посмотреть, не изменилось ли чего. Оказалось, изменилось все. Молодая балетная труппа театра профессионально выросла и работает очень интересно. Исполнительское мастерство артистов неожиданно порадовало: они легко порхали, почти беззвучно приземляясь на сцену (совершенно без огреха не может на нашей сцене танцевать, наверное, ни один мастер - такова ее конструкция). Длинноногие юные балерины выполняли сложнейшие па, которые порой не под силу и признанным мастерам. Технику классических фигур исполнители оставили как безупречную основу. Но обогатили ее фантазией и юмором. Балетмейстер-постановщик Георгий Ковтун обогатил балетные фигуры множеством нюансов. Балерина умещала в фуэте сразу несколько виртуозных движений, причем проделывала это как бы играючи. Азарт царил на сцене и захватывал исполнителей. Еще момент, который нельзя не отметить: артисты не просто танцуют, стараясь делать все правильно и красиво, они живут в спектакле. Их лица выражали различные состояния души, игру страстей. Некоторые зрители настолько были этим очарованы, что даже сравнивали бурятский театр с мужским балетом Валерия Михайловского. Будет ли это комплиментом питерскому коллективу - не знаю, а вот молодым бурятским артистам - уж наверняка. Причем и жанр балета "Арлекинада" обозначен как комический. Многие зрители в прошлом году отмечали в серьезных постановках преувеличенную выразительность на лицах артистов. Это смешило там, где не надо, и раздражало. Создавалось впечатление, что они намеренно переигрывают. В балете-буффонаде все это пришлось как нельзя кстати. Юмор и мастерство соединились и сработали на успех. Сюжет продолжает историю героев итальянской комедии масок: любовь, соперничество, интриги, хэпиэнд. И в завершение - показательные номера, лучшее из возможного. Кроме Арлекина, Коломбины, Пьеро в спектакле играли маленькие Арлекинчики из Улан-Удэнского хореографического училища. Красочный, шумный, веселый спектакль и в этот раз изумил декорациями. Мы еще в прошлом году восхищались работой художников, которые одной лишь игрой света заставляли шевелиться могучие воды Байкала. В этот раз оживали картонные маски и постамент-шлагбаум, опускались и поднимались многоярусные шторы. Яркость ослепляла безумством карнавала. Недаром именно этому балету в апреле стоя аплодировал зал национальной оперы Украины в Киеве. Полупустой зал Иркутского музыкального по достоинству оценил постановку, а аплодисменты звучали так же, как в полном зале.