Надувной “символ” из Петербурга
Весьма уважаемый в западной России питерский театр "Рок-опера" догастролировал и до Иркутска. С 3 по 5 апреля он выступал на сцене драмтеатра. Помимо известных и любимых иркутянами рок- опер "Иисус Христос -- суперзвезда" и "Юнона и Авось", театром были представлены также первая российская рок- опера "Орфей и Эвридика" и детская "Сказка о мертвой царевне".
Приехав в Иркутск, питерцы сильно рисковали. Наш Музыкальный театр с неменьшим успехом гастролирует как по России, так и за рубежом. Также иркутяне выгодно отличаются от "Рок-оперы" наличием профессиональных музыкантов. Репертуар же у обоих коллективов почти одинаковый.
Не знаю, что послужило причиной -- то ли пресыщенность иркутской публики, то ли дороговизна билетов, -- но половина мест в зале драмтеатра на представлении рок-оперы "Иисус Христос -- суперзвезда" пустовала.
Среди зрителей были замечены рок-музыканты Музыкального театра и даже местный исполнитель роли Иисуса. Пришли посмотреть на питерскую трактовку рок- оперы. Видимо, в отместку, так как гастролеры, побывав на нашей постановке "Иисуса Христа", заявили, что иркутяне "неправильно интерпретировали" произведение Уэббера.
Постановка питерской "Рок-оперы" ориентирована на кочевой образ жизни театра (своего места для выступлений у них нет). Минимум массовки, минимум декораций. А пели актеры под "минусовку", то есть голоса "живые", а музыка записана на синтезаторе. И почему-то большинство исполнителей использовали в спектакле допотопные микрофоны с проводами, в которых периодически путались.
В питерской -- видимо, "правильной" -- трактовке "Иисуса" синтезировались драма и пластика. В отличие от иркутских коллег, гастролеры выражали чувства, эмоции и действия, заложенные в опере, еще и в танце с элементами пантомимы.
Иуда Искариот (Раф Кашапов) в питерской версии более трагичен, менее истеричен и менее подвижен, чем в нашем театре. Однако до вокального мастерства Владимира Варлашова ему еще далеко.
Но кульминацией специфической постановки "Иисуса Христа" стало появление Ирода, внешний вид которого ярко демонстрировал развращенность царя и его государства. Как только актер (А.Трофимов) развернул свой плащ, публика в шоке обнаружила на соответствующем месте надувное (!) мужское достоинство! По-моему, здесь питерцы с символикой переборщили. Зрители вовсе не вдохновлялись подобным "символом", а откровенно веселились.
-- Кабацкий вариант, -- заявили после первого акта рок-музыканты иркутского театра, -- ни голосов, ни актерской игры, -- и ушли, не досмотрев спектакль.
Своя рубашка, конечно, ближе к телу. Но особая манера исполнения у питерцев смотрелась по крайней мере оригинально и необычно. Во всяком случае, люди из драмтеатра уходили довольные, с приятным чувством удивления от увиденного.