Музеи не могут конкурировать с частными коллекционерами
Редкие вещи, представляющие историческую ценность, после реставрации попадают в частные коллекции. Ценители антиквариата готовы платить внушительные суммы, и такая продукция быстро раскупается.
Шкаф конца 19 века, принадлежавший некогда Русско-Азиатскому банку. Бюро работы мастера Гамбса, известного по роману Ильфа и Петрова "12 стульев". Эти редкие вещи можно найти в реставрационных мастерских Иркутска. Все раритеты принадлежат частным лицам.
Желающих иметь у себя дома или на даче антикварную вещь в нашем городе становится все больше. Высокие цены покупателей не отпугивают. Скажем стоимость бюро из редких пород дерева конца 18 века, около 5 тысяч долларов, по мнению реставраторов, в магазине на распродаже оно простоит не больше месяца.
Вещи, которые попадают в реставрационную мастерскую, обычно находятся в весьма плачевном состоянии. Чтобы вернуть им первозданный вид, мастерам приходится трудиться от двух месяцев до полугода.
Многие предметы изготовлены из редких пород дерева, достать, которые в Иркутске очень сложно. Поэтому, чтобы восстановить недостающие фрагменты, приходится имитировать материал. Реставраторы признаются, что иногда попадаются редчайшие экземпляры.
Евгений Бочаров, реставратор: «2-3 раза в год мы реставрируем такие вещи - уникальные по исполнению. Вот совсем недавно была библиотека - она была так исполнена! Инженерная мысль, 5 сортов дерева».
Дорогостоящие раритеты, которые представляют не только эстетическую, но и историческую ценность, чаще всего попадают в частные коллекции. Между тем, старинная мебель, необходимая для создания исторических интерьеров и новых экспозиций, музеям, как правило, не по карману.
Нина Струк, директор Дома-усадьбы Сукачева: «К сожалению, на сегодняшний день перед музеями стоит проблема. Те деньги, которые выделяют, не позволяют мебель покупать, потому что мебели в Иркутск не так много и по-хорошему надо обращаться в антикварные магазины Москвы и Питера, но музей не располагает такими средствами».
Сумма, которую коллекционеры готовы заплатить за старинное бюро работы мастера Гамбса, как раз составляет годовой бюджет Иркутского художественного музея на закупку и реставрацию экспонатов. Впрочем, музейные работники продолжают надеяться, что меценаты, которые могли бы сделать исторические ценности доступными и для рядовых почитателей искусства, все же найдутся.