Писатель и совесть. Постфорумные рассуждения

Бурные обсуждения в форумах Интернета смысла и роли современного писателя в современном обществе неизбежно скатываются на личность Валентина Распутина, в весьма характерном для Иркутска стиле: от примитивного восхваления ура-патриотами до полного отвержения отмороженными неолибералами.

Между тем, среди форумной шелухи порой проскальзывают мысли, которые и хотелось бы обсудить. Примером, на который мы будем опираться, будет все тот же Распутин – как писатель, наиболее известный иркутской публике.

Итак, основной вопрос, который не дает покоя ни вашим, как говорится, ни нашим – является ли писатель (как вообще, так и отдельно взятый Валентин Григорьевич) совестью нации? Под совестью нации в данном случае подразумевается делегируемое народом право высказывать некие основополагающие концепции общественной морали в связи с некими происходящими событиями. Чем, кстати, грешит не только Распутин, но и сам В.В.Путин. К счастью, последний это делает без фанатизма.

В советское время ответ на этот вопрос был однозначным – да. Априори предполагалось, что советский писатель (а других в СССР не было) не только знает, что и как написать, но и как жить. Именно поэтому писателей со свистом избирали в Советы всех уровней и водили к ним школьников – послушать великих. Само понятие "писатель" даже для людей бывалых отдавало чем-то потусторонним, неземным – это были люди, причастные к великому знанию о том, как надо и как не надо жить.

Все те, кто не вписывался в советский писательский шаблон, писателями не считались. В худшем случае они отправлялись на ту сторону "железного занавеса", в лучшем – пребывали в статусе "писателишки", "бумагомарателя", "графомана" и т.п.

В отношении к писателям Советский Союз (как и во многих других вопросах) радикально расходился со всем другим миром. Во всем мире писатель пописывает, а читатель почитывает. Чем больше читателей – тем больше у писателя денег, славы и прочих благ. Но никому и в голову не придет считать писателя человеком, имеющим право навязывать обществу некие моральные сентенции. Более того – в мировой истории понятие совести вообще никогда не ассоциировалось с литературным трудом.

Интересно то, что представление о писателе как о носителе национальной совести – отнюдь не советское изобретение, хотя и очень удачно улегшееся на советскую идеологию. В дореволюционные времена в России столпы литературной мысли также прочно ассоциировались с совестью и моралью – что вообще-то странно, так как, с одной стороны, литературные потуги отнюдь не приветствовались властями, а с другой – сами писатели грешили самыми разнообразными пороками, как минимум – тяжелым и неуживчивым характером. В чем же секрет?

Нетрудно заметить, что все без исключения успешные и признанные дореволюционные писатели, включая отлученного от церкви Льва Толстого, были людьми внутренне религиозными. Повторюсь – внутренне. Даже отрицая "внешнюю" православную церковь, Толстой, например, создавал образы другой, более справедливой и более апостольский церкви – что впоследствии нашло отражение у его многочисленных последователей. Именно эта внутренняя религиозность русских писателей вызывает искренний ажиотаж у нынешних черносотенцев, монархистов и прочей приблудившейся к ним публики, хотя на самом деле так называемая "духовность" русской литературы имеет весьма опосредованное отношение к вере как таковой и уж тем более – к церкви.

Дело, возможно, в том, что, в отличие от Европы, в России справедливость никогда не отождествлялась (и не отождествляется по сей день) с властью. В то время как в Европе справедливость – это всегда и в первую очередь закон, власть, у которой ее можно даже и потребовать. В России же справедливость можно было найти лишь у Бога – и только держа в голове божественную справедливость, будучи немного (или много) духовно-истеричной личностью, в России можно было писать успешные книги.

Аналогичная картина была лишь в Британии – там выдающиеся писателя уровня Диккенса также выходили на уровень "совести нации". По той же простой причине – прецедентный королевский суд Британии не имел ничего общего со справедливостью. Справедливость была только у Бога, а довести ее до каждого человека мог только писатель.

Из нарисованной схемы выбивается лишь Антон Чехов – но это совсем особая история. Чехов вообще не был до революции маститым писателем – его не понимали, не воспринимали всерьез, а он, будучи человеком до мозга костей рациональным, вопреки примитивному морализаторству школьных учебников, пытался живописать картины быта, отстранившись и от правых, и от виноватых – вообще от нравственной оценки действий своих героев. Он просто замечал – и мастерски описывал; все суждения при этом оставались на совести читателя. В этом плане Чехов – человек даже не современного, а будущего.

Выйдя из советской системы, и порядком подрастеряв при этом обойму вменяемых писателей, Россия спешно перешла в систему капиталистическую. Большая часть писателей, умевшая писать по-советски и не умевшая зарабатывать деньги, переквалифицировалась в управдомы. Для них потеря образа совести нации оказалась совершенно невыносимой, и было проще вообще ничего не писать, чем писать в меру своей бесталанности и понимать, что их ничто не читает. Впрочем, с управдомами тоже оказалось не все гладко, поэтому к началу XXI века экс-советские писатели прочно обосновались в домах писателей, именуемых среди своих "гадюшниками", и начали системно вымогать деньги у властей, прикрываясь необходимостью идеологического перевоспитания масс.

Отдельные оставшиеся корифеи, в принципе способные хоть что-то написать, уже 18 лет сдают позиции энергичной до наглости "новой волне". Эта волна не обращает внимания ни на религию, ни на духовность, и пишет по западным канонам. А на западе, как уже было сказано выше, у писателя единственный критерий успешности – продаваемость. При этом совесть писателя совершенно никого не волнует. Разве что парочка таблоидов сподобится лениво обсудить, в каком борделе в этот раз заночевал очередной Хэмингуэй.

А вот дореволюционная схема в современной России не работает никак. Во-первых, какая-никакая, а справедливость все-таки появилась – на конюшнях не порют, право первой ночи отсутствует, телевизоры и прочие оболваниватели продаются за приемлемые деньги, и двадцать сортов колбасы из экологически чистого картона имеют место быть во всех магазинах.

Во-вторых, с внутренней религиозностью у писателей возникают большие проблемы. Все-таки мы живем в современном рациональном мире, и то, что выдается за совесть, в нем продается и покупается по сходной цене. Да и советская школа сказывается до сих пор – все-таки большинству писателей далеко не двадцать и даже не тридцать, росли они в СССР, верили в красный галстук и теплое пиво – какая уж тут религиозность? Кроме того, именно в православии совесть – это нечто, данное от Бога, в то время как далеко не факт, что все российские писатели имеют внутри некие православные тенденции – хватает и дзенствующих, и чисто буддистов, и разного рода замороченных теософиями и Дао. Кстати, как показывает практика, именно они, "язычники" и "сектанты", и являются более-менее устойчивыми "властителями дум"... Это если не считать писателей-рабов, поклоняющихся даже не золотому тельцу, а договору с издательством, вынуждающему их насиловать себя и читателей непрерывным пережевыванием скандальной информации и бытового негатива – куда уж там нашим политическим "рабам на плантациях"!

В-третьих, современному российскому читателю не нужны самокопания. Их выбили еще в СССР, советская литература стремилась раскрыть человека наружу, к новым свершениям, а не завернуть его внутрь, на самого себя. Попытки развернуть читателя обратно "в рефлексии" не удаются – ряд совершенно провальных произведений даже от именитых писателей очень наглядно это показывает. В то время как пресловутая "духовность", являющаяся спинным мозгом российской литературы, предполагает именно глубокие самокопания.

Ну, и в-четвертых – экшн. Когда человека с утра до вечера долбят из голубого ящика экшном, в книгах ему нужен тоже экшн. И ничего более. Медленное, постепенное развитие сюжета годится лишь для очень старых или очень увлеченных людей. Это не означает, что литература умерла – просто она очень сильно изменилась. И назад она не вернется никогда – это надо просто осознать. "Войны и мира" больше не будет.

Так вот, может ли в современной России писатель претендовать на роль совести нации? Вернее, претендовать-то он, конечно, может – но вся российская литература прочно повернулась на западный путь развития. Писатель для массового читателя больше не носитель морали – он обычный человек, который умеет построить в своей голове необычную модель мира и внятно изложить ее на бумаге. Все, что писатель высказывает публично по событиям, не придуманным им самим, а произошедшим "в реале" – исходит на самом деле от обычного человека, не обладающего какими-то сверхъестественными духовными качествами. Это обычное рядовое мнение человека, способного – и даже обязанного! – ошибаться.

Все вышесказанное относится, в первую очередь, именно к Распутину – как к публичному человеку, претендующему на право формирования общественной морали. Его можно понять – он прочно застрял своим сознанием в 70-х годах и пытается при этом вписаться в формат Достоевского и Толстого. Вот только поезд уже ушел – ушел так далеко, что его не догнать...

Остается только сочувствие.

URL: https://babr24.info/irk/?ADE=81548

bytes: 10079 / 9421

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Дмитрий Таевский, независимый журналист.

На сайте опубликовано 123 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Первая испанка Голливуда. К юбилею Пенелопы Крус

Она стала первой актрисой в истории испанского кино, добившейся мирового признания и безусловного успеха в Голливуде и первой испанкой, удостоенной премии «Оскар».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

1983

28.04.2024

Сибирь театральная минус Иркутск. Улан‑Удэ и Красноярск взяли восемь «Арлекинов» на двоих

Вечером 24 апреля в Санкт-Петербургском Детском музыкальном театре «Зазеркалье» прошла церемония награждения лауреатов XXI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей и подростков «Арлекин».

Филипп Марков

КультураКрасноярск Бурятия Иркутск

15755

25.04.2024

Немеркнущее очарование Ширли Маклейн. К юбилею легенды

Я думаю о своей жизни как о замечательной пьесе, которую я написала сама. Ширли Маклейн «Неприятности с Гарри» Альфреда Хичкока, «Квартира» и «Нежная Ирма» Билли Уайлдера, «Детский час» Уильяма Уайлера, «Гамбит» Роналда Нима, «Язык нежности» Джеймса Л.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

6072

24.04.2024

Видео дня. «Дэдпул 3» и возвращение Росомахи

Кинокомпания Marvel Studios представила первый полноценный трейлер нового супергеройского боевика «Дэдпул и Росомаха» (Deadpool & Wolverine). Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

5788

22.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Беседы королей», спектакль «Последний срок» и литературный час «Васюткино озеро»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 23 по 28 апреля в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы, концерты и литературные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

10454

22.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Рождественские грёзы», концерт «Весенняя рапсодия» и игра «Это просто космос»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 16 по 21 апреля в Иркутске пройдут мастер-классы, игры, спектакли и концерты. Литературно-фольклорный утренник «Не боимся мы Ягу!

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

13077

15.04.2024

Видео дня. Хоакин Феникс и Леди Гага: осеннее безумие в сиквеле «Джокера»

Кинокомпания Warner Bros. опубликовала трейлер музыкального триллера Тодда Филлипса «Джокер: Безумие на двоих» (Joker: Folie à Deux) – сиквела культового фильма 2019 года «Джокер». Вариант с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

4855

10.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: квиз «Герои звёздных дорог», спектакль «Пристань алых грёз» и концерт «Весеннее настроение»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 9 по 14 апреля в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

14639

08.04.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Страшно смешно», спектакль «Собака на сене» и мастер-класс «Городской ночной пейзаж»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. Со 2 по 7 апреля в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы, концерты и мероприятия для детей.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

17537

01.04.2024

Искусство и инновации: уникальное лазерное шоу на Байкале

В начале весны Бабр опубликовал небольшой пост и видео в своем медийном канале. Пост в двух словах повествовал о том, что на видео содержатся вовсе не кадры северного сияния, а фрагменты некоего «Лазерного шоу из льда». Наши читатели были очень заинтересованы явлением.

BabrGPT

КультураСобытияИркутск Байкал

15108

01.04.2024

Трое авторов из Приангарья стали лауреатами Национальной премии имени В.Г. Распутина

Церемония награждения состоялась 29 марта в Императорском Православном Палестинском Обществе в Москве. В Москве наградили лауреатов Национальной литературной премии имени В.Г. Распутина.

Алина Саратова

КультураОбществоИркутск

11056

30.03.2024

Нам пишут. Многострадальный Музыкальный театр

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением автора. Здравствуйте! Давно слежу за вашими статьями о многострадальном Иркутском музыкальном театре. Особенно понравилась статья Филиппа Маркова «Будни Музыкального театра: вакансии, замены и дрязги со зрителями».

Филипп Марков

КультураИркутск

17985

26.03.2024

Лица Сибири

Гаращук Александра

Игнатенко Андрей

Зарубин Аркадий

Соболь Яна

Тен Сергей

Никитин Евгений

Лебедев Иван

Замарацкая Светлана

Габов Роман

Ситников Анатолий