Артур Скальский

© Восточно-Сибирская правда

КультураИркутск

4028

28.11.2001, 00:00

О любви - языком символов

"Самоубийство влюбленных на острове небесных сетей" - в этом названии нового спектакля Иркутского академического драматического театра имени Охлопкова заложен основной его смысл и выражен внешний образ. Поставлен он режиссером Артуром Офенгеймом по пьесе японского драматурга времен театра кабуки Тикамацу Мондзаэмона в жанре романтической трагедии и повествует о роковых чувствах, в которых смерть становится освобождением, надеждой на счастье в возможных будущих жизнях.

Спектакль даже ассоциативно не претендует на современное прочтение его темы. Наоборот, оформлением, ритмами, всей атмосферой он стремится следовать традициям театра кабуки, но не в этнографическом смысле, а в том, как представляет художник сегодняшнего дня его условности, символику, красоту. Это театр чистых форм, в котором образы знаковы, а трагедия предстает во всем величии своей неумолимой развязки.

Действие, происходящее на сцене, становится иллюстрацией рассказа бесстрастного Гидаю - персонажа, выполняющего роль вестника, на которого возложена обязанность печального повествователя событий. Заслуженный артист Владимир Орехов эпизод за эпизодом воссоздает историю взаимоотношений гейши, мужчины и его жены, в которой виноватых нет. Все события, происходящие между героями, предначертаны свыше и проявлены на земле как возмездие.

Пространство, в котором разворачивается трагедия, а герои делают свой выбор, предпочитая смерть жизни, режиссер Артур Офенгейм и сценограф, заслуженный деятель искусств Александр Плинт оставляют свободным. Лишь в некоторых картинах появляются традиционные японские ширмы, украшенные лаконичными рисунками, подсвеченными изнутри. Иногда декорациями становятся легкие шелковые покрывала, при взмахах обретающие объем, выразительные формы. Пустое пространство сцены обретает особую значимость, когда на его задней стене появляется изображение зонтиков, похожих на цветы, или туманное очертание облака, становящегося символом вечного движения небесных материй. Его распластанная причудливость повторяется и на кубах-планшетах последней сцены, медленно поднимающих влюбленных к "небесной сети" - к их смерти и бессмертию.

И все-таки основным декоративным украшением спектакля становятся сами актеры - в старинных японских одеждах, обутые в сабо, в париках, причудливо убранных в замысловатые прически. Эти фигуры, похожие на старинные статуэтки, представляют театр в графическом образе, во взаимодействии героев, не допускающем прикосновений. Игра покрывал, тонкие ароматизированные свечи, принадлежность буддистских храмов, чаши и другие предметы создают картину строгого, причудливого, несколько ирреального сценического действия. Внешне эмоции в нем не проявляются, и кажется, "глаза повернуты зрачками в душу", трагедия по силе чувств не нарастает, наоборот, мерно и почти бесстрастно приближается к своей роковой развязке.

Символом жертвенной любви становится и сцена, в которой жена, устрашившись быть повинной в смерти соперницы - гейши, дорогими нарядами пытается восполнить недостающие на ее выкуп деньги. Актриса Вика Инодворская в пластике покорной жены, для которой муж - господин, с гордостью любящей, понимающей и все прощающей женщины, расстилает белое покрывало, и персонажи спектакля Курого (слуги театра) начинают бросать на него цветные ткани. Извивающиеся, похожие на языки пламени, эти летящие шелковые лоскуты становятся метафорой, выражающей чувства женщины, тоже оказавшейся пленницей трагических обстоятельств.

Каждый персонаж пьесы режиссер наделяет конкретным внешним обликом, который выражает суть его характера. Дзихэй Александра Братенкова и Магоэмон Степана Догадина - два брата, как единство противоположностей. Один соткан из эмоций и возвышенных чувств, другой рационален и практичен. Один нежен и трепетен, как истинный любовник, другой непроницаем, как положено быть самураю.

Прелестная Кохару Евгении Гайдуковой на сцене похожа на персонаж старинной гравюры. Прическа, грим, кимоно, сабо - все эти детали делают ее героиню загадочной, похожей на облако. Но за внешней незащищенностью таится сильный характер женщины, готовой обрести в смерти своей плоти бессмертие души.

Финал спектакля режиссер выстраивает в сцене, которая символизирует путь от земного пути к небесному. В ней он позволяет героям прикоснуться друг к другу, застыть в нежнейших объятиях. Красивые актеры, выразительные в пластике, сыграли самоубийство героев как бессмертие любви.

Сценическое действие, выстроенное условно, далекое от ассоциаций с современностью, по утверждению Артура Офенгейма, приближено к истокам театра времен его зарождения. Театра как вида искусства, прекрасного и чистого в своей первозданности.

Спорить не будем. В начале ХХ века основатель московского Камерного театра Александр Таиров тоже был заражен идеей театра "прекрасных форм" и уходил от малоинтересной для него действительно к Расину, к Федре в исполнении Алисы Коонен.

Времена повторяются, и кто знает, где еще будет искать театр формы своего самовыражения. День сегодняшний, похоже, пока мало вдохновляет его...

Артур Скальский

© Восточно-Сибирская правда

КультураИркутск

4028

28.11.2001, 00:00

URL: https://babr24.info/irk/?ADE=951

Bytes: 5025 / 5025

Версия для печати

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Премия BAFTA: Бронзовые маски «Конклава», Эдриана Броуди и Майки Мэдисон

Лидерами минувшего киносезона, по версии британских академиков, стали фильмы «Конклав» Эдварда Бергера и «Бруталист» Брэйди Корбе, получившие по четыре статуэтки BAFTA.

Филипп Марков

КультураМир

4552

18.02.2025

Бабродвиж в Иркутске: «Музыка под куполом звёзд», Рок‑четверг в библиотеке и психодрама «Молчание девчат»

Бабр представляет традиционную подборку самых интересных и захватывающих мероприятий предстоящей недели. С 18 по 24 февраля иркутяне и гости города смогут посетить спектакли, концерты, мастер-классы и тематические вечера. Один удар! Четыре мнения...

Филипп Марков

КультураСобытияИркутск

6160

17.02.2025

Видео дня. «Громовержцы»: не герои не сдаются

Marvel Studios представила новый трейлер супергеройского боевика «Громовержцы» (Thunderbolts*) – 36‑го фильма медиафраншизы «Кинематографическая вселенная Marvel» и последнего полнометражного эпизода пятой фазы франшизы. Дублированную русскоязычную версию опубликовал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

8315

11.02.2025

Бабродвиж в Иркутске: мастер-класс «Миска для любимца», зимний девичник и мюзикл «Русский фантом»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 11 по 16 февраля у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и игры.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияИркутск

11380

10.02.2025

Божественный клоун Голливуда. К 100‑летию Джека Леммона

«В джазе только девушки», «Квартира», «Дни вина и роз», «Большие гонки», «Китайский синдром», «12 разгневанных мужчин»...

Филипп Марков

КультураСобытияМир

9293

09.02.2025

Видео дня. Возрождение Юрского периода

Кинокомпания Universal Pictures представила официальный трейлер научно-фантастического экшн-триллера «Мир Юрского периода: Возрождение» (Jurassic World Rebirth). Дублированную русскоязычную ВК‑версию опубликовал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

8384

07.02.2025

Видео дня. Двуликий Де Ниро в мафиозной драме Левинсона

Творческое объединение Iron Voice представило дублированную версию трейлера гангстерской биографической драмы «Мудрые парни» (The Alto Knights) от кинокомпании Warner Bros. с Робертом Де Ниро в двух главных ролях.

Филипп Марков

КультураМир

8630

03.02.2025

Бабродвиж в Иркутске: ток-шоу «Новые горизонты», викторина «Тайны земли Иркутской» и спектакль «Собака на сене»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 4 по 9 февраля у иркутян есть возможность посетить мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

12514

03.02.2025

The Day the Music Died — памяти Бадди Холли

«Давным-давно... Я все еще помню Как та музыка заставляла меня улыбаться» Дон Маклин «American Pie» «День, когда умерла музыка» — так в Америке называют день авиакатастрофы, произошедшей во вторник, третьего февраля 1959 года, в Айове близ Клир-Лейка.

Эля Берковская

КультураИсторияМир

4488

03.02.2025

Голубоглазый бильярдист Голливуда. К 100‑летию Пола Ньюмана

Обладатель самых голубых глаз в истории кино и кумир миллионов женщин второй половины XX века...

Филипп Марков

КультураСобытияМир

7612

27.01.2025

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Дудука звук целебный», спектакль «Белоснежка и семь гномов» и мастер-класс «Городской ночной пейзаж»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 28 января по 2 февраля у иркутян есть возможность посетить мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

14117

27.01.2025

Как личная обида стала культурной доктриной в Бурятии

Документальный фильм «Бурят в европейском кино» режиссёра Артёма Бурлова, посвящённый судьбе советско-французского актёра бурятского происхождения Валерия Инкижинова, стал лакмусовой бумажкой для проверки отношений власти и искусства в Бурятии.

Виктор Кулагин

КультураПолитикаСкандалыБурятия Иркутск

15499

25.01.2025

Лица Сибири

Алексеева Эмма

Родионова Екатерина

Соломатина Татьяна

Филичев Михаил

Григоров Антон

Юрасов Денис

Иванец Вячеслав

Торопкин Максим

Дроков Евгений

Шагдарова Индира