Кино-2013: Убойный футбол
В иркутском прокате – драма «Околофутбола», первый русский фильм про футбольных хулиганов, на удивление приличный.
«Околофутбола» (18+). Режиссер: Антон Борматов. Россия, 2013
Четыре друга – учитель истории Егор «Тичер» Толокнов (Александр Ратников), автослесарь Ярый (Иван Фоминов), бизнесмен Мажор (Павел Ерлыков) и диджей Бритва (Григорий Иванец) – заправляют группировкой футбольных фанатов (так называемой «фирмой»). Формально они болеют за «Спартак», но, по сути дела, плевать они хотели на футбол как таковой; главное для них – всласть подраться с хулсами, отстаивающими честь прочих популярных команд (ЦСКА, «Зенит», «Динамо» и т. д.). Происходят эти драки с завидной регулярностью, но в последнее время веселье не успевает начаться, как тут же прекращается под натиском ОМОНа.
Что в группировке явно завелась «крыса», раньше всех соображает Тичер – самый зрелый и умный «сотрудник фирмы». Но от попыток найти и разоблачить эту «крысу» Тичера все чаще отвлекает влюбившаяся в него, как кошка, студентка Таисия (Дарья Мингазетдинова), числящаяся девушкой Мажора. Разрываясь между поисками предателя и тем, чтобы самому не предать друга, Тичер не замечает, что над ним надвигается еще одна туча – неприятный следователь Хомутов (Сергей Шнырев) задался целью посадить какого-нибудь чрезмерно умного хулса и его острый взгляд шпика упал понятно на кого.
Настоящие фанатики – не в сообществах болельщиков, а в хулиганских «фирмах»
Первый в России фильм, полностью посвященный субкультуре футбольных хулиганов, оказался гораздо лучше и интереснее, чем можно было ожидать, зная, что обычно получается, когда отечественный кинематограф берет за образцы культовые западные аналоги (а если ты дерзаешь снимать про хулсов, то без отсылок к британским тематическим лентам «Фирма» и «Фанаты» обойтись трудновато).
К счастью, за «Околофутбола» взялся не какой-нибудь там Эрнст (да он бы и не взялся), а Сергей свет-Сельянов – основатель замечательной петербургской кинокомпании «СТВ» и продюсер всех без исключения фильмов покойного Балабанова (а это что-нибудь да значит). Режиссером картины выступил Антон Борматов, три года назад поставивший неплохой криминальный фильм «Чужая».
Но больше всего за художественный (и даже финансовый) успех ленты ответственны, пожалуй, те самые хулсы, в обилии привлеченные сюда киношниками для массовки, консультирования и даже изрядной переделки сценария.
Кажущийся мешковатым учитель Тичер – на деле яростный боец
Получилось далеко не шедеврально, но довольно занятно, а главное – совсем не противно. В кои-то веки герои современного российского фильма разговаривают так, как действительно разговаривают в жизни, а не в голливудских боевиках в отечественном дубляже. Симпатичны и актеры – ни одной звезды на весь фильм, но оно и к лучшему: ведь сил уже никаких нет смотреть на одни и те же постылые рожи, кочующие из одной доморощенной картины в другую, да еще и не вылезающие из телевизора.
Особенно удались создателям некоторые эпизодические герои – например, продавец-консультант из спортивного магазина, которому лучше всех в фильме удалось выразить, что такое «околофутбола» и зачем это вообще кому-нибудь нужно.
Красивая Таисия в исполнении дебютантки экрана Дарьи Мингазетдиновой
Таким образом, имеются все основания полагать, что и после Балабанова деятельность «СТВ» не заглохнет, а наоборот – поможет реализовать себя новоявленным балабановым (от циничных москвичей Эрнста и Бекмамбетова этого все равно не дождешься). Конечно, Антона Борматова еще рано короновать как нового Балабанова (или даже как нового Петра Буслова). Но уж если идти в следующий раз на новое русское кино, то, конечно же, на этого Борматова, а не на Бондарчука.