Кино-2013: Дьявол носит «Магнум»
В иркутском прокате – великолепный британский фильм «Грязь», поставленный по книге Ирвина Уэлша «Дерьмо».
«Грязь» (Filth) (18+). Режиссер: Джон С. Бейрд. Великобритания, 2013
Эдинбургский полисмен Брюс Робертсон (Джеймс МакЭвой) – личность, сотканная из противоречий: обаятельный подонок, респектабельный пакостник, трогательный мизантроп. Мерзавец, но искренний, к тому же обладающий восхитительным чувством юмора (пусть и чернушного юмора висельника). Все, что занимает его мысли на момент нашего с ним знакомства, – это настойчивое желание получить повышение. Для этого Брюсу необходимо обставить всех своих сослуживцев, и он не поступится ничем, чтобы скомпрометировать каждого из них. Впрочем, точно так же – исключительно ради собственного развлечения – Брюс подставляет не кого-нибудь, а своего единственного друга. То, что ничем хорошим все это закончиться не может, становится ясно уже в первые пять минут. Тем не менее картина все равно останется абсолютно непредсказуемой вплоть до своего молниеносного финального кадра.
Инфернальный Брюс Робертсон – очень и очень «плохой лейтенант»
«Грязь» – едва ли не лучшая картина истекающего года. Ну или как минимум самые быстро пролетающие киношные полтора часа за многие последние месяцы. Достаточно сказать, что перед нами всего лишь вторая по-настоящему удавшаяся экранизация знаменитого шотландского артхаусника от литературы Ирвина Уэлша. Первая – это, естественно, культовая картина Дэнни Бойла «На игле» (1995). Штука в том, что обозреваемый фильм нисколько не уступает той «Игле», даром что сам Уэлш неоднократно называл «Дерьмо» (именно под этим названием роман «Filth» известен в России) наиболее неэкранизируемой из своих книг.
Оказалось, однако, что режиссер со светлой головой и умелыми руками может блестяще экранизировать любое «Дерьмо». Судя по «Грязи», руки британского режиссера Джона С. Бейрда – не то что умелые, а поистине золотые, хотя перед нами всего лишь вторая его постановка (первой была мало кем в свое время замеченная биография реального футбольного хулигана «Касс»).
Вечно влажная мечта Брюса Робертсона – женщина всей его жизни
«Грязь» – кино, блистательное на всех уровнях: великолепный сценарий без единой лишней сцены оказался конгениально запечатлен на пленке, феерически смонтирован и снабжен потрясающим саундтреком.
При этом важно понимать, что это кино очень жесткое (пусть и безумно смешное в большинстве эпизодов): пожалуй, и заслуженно прославленная бойловская «Игла» не всаживалась зрителю в мозг с таким пронизывающим результатом. Но даже если вы с самых первых сцен «Грязи» приметесь испытывать шок и отвращение, вряд ли у вас достанет сил оборвать этот просмотр. От похабных, истерических, наркоманских и чаще всего более чем отвратительных похождений Брюса Робертсона невозможно оторваться – кажется, что на них можно было бы с неостывающим интересом смотреть и три, и четыре часа.
Коллеги Брюса Робертсона, конкуренции на равных с которыми он почему-то очень опасается
И вот тут пора уже назвать чуть ли не главную причину столь громкого художественного успеха. Как ни удивительно, но «Грязь» оказалась громоподобным бенефисом суперзвездного шотландца Джеймса МакЭвоя, до этого вроде бы нигде не отличившегося особыми актерскими достижениями. Не так давно вышел замечательный фильм «Транс» упомянутого Дэнни Бойла – и до чего же невыигрышно смотрелся там этот самый МакЭвой на фоне харизматичного француза Венсана Касселя.
Что ж, видимо, вся предыдущая карьера была для МакЭвоя не более чем разминкой; ролью в «Грязи» Джеймс враз доказал, что он и сам – тот еще харизматик. Его воплощение в образ уэлшевского позорного «мусора» – это просто уровень молодого Де Ниро, не меньше. Кажется, теперь уже точно понятно, кого следует провозгласить лучшим современным британским актером среднего возраста – хваленый Майкл Фассбендер откровенно отдыхает на мощном фоне Джеймса МакЭвоя в «Грязи».