Кино-2014: Колесная околесица
В прокате Иркутска и области – «Need for Speed: Жажда скорости», первая экранизация знаменитой видеоигры, существующей уже двадцать лет.
«Need for Speed: Жажда скорости» (Need for Speed) (12+). Режиссер: Скотт Во. Боевик, США, 2014
Великовозрастный пацанчик с почти собачьим именем Тоби (Аарон Пол) сыздетства мечтал стать профессиональным гонщиком, но отчего-то не сложилось. Нынче он служит в автомастерской, а все свободное от работы время посвящает стритрейсерству – мажорскому развлечению, инспирированному серией фильмов «Форсаж». А еще у Тоби есть малоприятный старый знакомый Дино (Доминик Купер) – не то чтобы прирожденный гонщик, который все-таки стал в этом деле профессионалом и даже чемпионом.
Чемпионства, однако, самолюбивому гнусу Дино мало – прекрасно зная, что против Тоби у него нет на трассе никаких шансов, он все-таки вызывает последнего на уличное состязание. Во время оного подлец-чемпион сбивает лучшего Тобиного друга, тот погибает, а сам Тоби садится за это в тюрьму. И, разумеется, он поклянется отомстить Дино. Как именно? Известно как – сбежать из тюряги, сызнова вызвать негодяя на гонку и уж в этот-то раз разделать под орех ненавистного супостата с его хваленым статусом профессионала.
Здешним картонным героям хотелось бы посоветовать не покидать свои козырные тачки во все время действия
Кажется, снимающийся с начала века «Форсаж» легко мог продолжаться если не до конца столетия, то хотя бы до его середины. Других же франшиз про гонки вроде как и не требовалось – «Форсаж» негласно монополизировал себе бренд «кино про стритрейсеров». Выход при «живом» «Форсаже» экранизации видеоигры «Need for Speed» впору было б встречать улюлюканьем и недоуменным возгласом «Кому это надо?». Но штука в том, что вполне живым сериал «Форсаж» уже не назовешь – в прошлом году погиб артист Пол Уокер, олицетворявший франшизу наравне с Вином Дизелем. В итоге премьеру седьмой серии перенесли с 14-го на 15-й год, а удовлетворить соответствующий спрос привыкшего потребителя вызвалась как раз обозреваемая лента.
Главная героиня в «Жажде скорости» куда интереснее всех мужских персонажей, вместе взятых, – довольно редкая ситуация для «пацанского кино»
Что ж, по части «гоночности» как таковой «Жажда скорости» и представляет собой сущий «Форсаж-7». Похоже, взывания Квентина Тарантино в его «Доказательстве смерти» сделали свое дело – варганить фильм про гонки с активным использованием компьютерных спецэффектов (пускай даже речь идет об экранизации компьютерной игры) нынче стало таким моветоном, что подобную продукцию не станут уже смотреть и те детишки, которые еще играют в пластмассовые машинки.
Но несмотря на похвальную натуральность съемок, общее зрительское отношение к тому же «Форсажу» всегда было снисходительным. Дескать, на таких фильмах воленс-ноленс приходится «отключать мозг», чтобы не задымиться от той пурги, которую несут герои в неизбежных, увы, промежуточных сценах (между гонкой и следующей гонкой).
Лишите эту картину экшена – и тут останутся только сплошная надуманность да откровенное скудоумие
Так вот, ожидаемая (но все равно удручающая) ситуация с «Жаждой скорости» такова, что на фоне здешних диалогов, сюжетных линий и всего остального, напрямую не связанного с визуальным драйвом, пресловутый «Форсаж» может показаться если не «Божественной комедией», то по крайней мере «Фаустом» Гете. Киношный «Need for Speed» оказался не детсадовской даже, а просто-таки ясельной историей необаятельного Колобка о четырех колесах, который прокатился через весь лес с эффектным, но бессмысленным апломбом. При этом безобразный примитивизм «Жажды скорости» (на уровне и сценария, и режиссуры, и актерского исполнения), конечно, не имеет ничего общего с гениальной простотой фольклорных побасенок. Нет, здесь перед нами именно та несносная простота, которая стократ хуже воровства.