Кино-2014: Жди меня, и я отмщу
е кино «Возмездие», в котором очень неправдоподобно мусолится вроде как реальная история из времен Второй мировой.
«Возмездие» (The Railway Man) (16+). Режиссер: Джонатан Теплицки. Австралия, Великобритания, 2013
В начале 1980-х усатый и унылый пожилой мужчина Эрик Ломакс (Колин Ферт) познакомился в поезде с непосредственной медсестрой Патти (Николь Кидман), которая его живо соблазнила и в считаные сроки женила на себе, предварительно заставив сбрить усы. Теперь Эрик безус и, следовательно, моложав, но менее грустным он от этого не стал. Сверх того – выясняется, что Ломакса преследуют галлюцинации, отчего его нередко поражает что-то вроде падучей. А если подчас поражает что-то другое, тогда он и вовсе бросается на людей с ножом, как Яковлев в «Иване Васильевиче». Отчаявшаяся Патти вызывает на откровенный разговор большого приятеля своего нового мужа – уверенного и увесистого Финли (Стеллан Скарсгорд). Тот долго рассказывает подруге друга о том, как они с Эриком строили железную дорогу в плену у японцев и чего там от них натерпелись.
Теперь все ясно: Ломакс не может забыть своего злого гения – военного переводчика Нагасэ (Хироюки Санада), который терзал его сорок лет назад. А тут еще Финли выясняет, что пресловутый Нагасэ жив-здоров и водит экскурсии в окрестностях реки Квай, где построен музей в память о жертвах Второй мировой. Эта новость переполняет чашу терпения даже интеллигентнейшего Ломакса – еще бы, коварный азиатский садист фактически рассказывает всем желающим о собственных преступлениях, да еще в тех самых местах, где он их совершал. Кипя гневом, Эрик выезжает в Таиланд – вершить запоздалое правосудие.
И мстя моя будет страшна!..
Глобализационная унификация снова дает о себе знать: австралийский режиссер снял в Великобритании фильм со своей знаменитой соотечественницей и еще несколькими хорошими актерами подчеркнуто неамериканского прохождения. А в итоге получилась такая замшелая голливудщина, что хоть всех святых вон выноси.
Впрочем, абсолютно проголливудским это «Возмездие» все-таки не назовешь. Слишком уж жалкое зрелище оно собой представляет – уж чего-чего, а нулевой смотрибельности в Штатах не практикуют. Дело тут не в «картинке» (вполне глянцевой, пестрой) и, уж конечно, не в звездных актерах, а в том, что сценаристы и режиссер «Возмездия» не обладают и минимальными способностями к тому, чтоб удержать зрителя у экрана. Их фильм – это скучная скука и масляное масло; на протяжении двух часов как насмотренному, так и неофитскому глазу просто не за что будет зацепиться. Это не кинокартина, а назойливое видение (вроде тех, что преследуют ее главного героя). Морок, мрак, мука.
Усатый и очкастый Колин Ферт в начале фильма здорово похож на Шона Пенна в какой-нибудь из его антипатичных ролей
При этом изначальных предпосылок для столь плачевного результата, казалось, не было. Оно конечно, в оригинале это якобы «Возмездие» именуется всего лишь «Железнодорожником», и теме мести уделено тут отнюдь не главное внимание. Но приманкой (да еще какой!) очень даже могло послужить то, что в основу этой весьма невероятной истории положены реальные события. Да, Эрик Ломакс – подлинный человек, который, к сожалению, не дожил всего пару месяцев до премьеры. А картина, как нетрудно догадаться, поставлена по его мемуарам.
Как ни печально, Николь Кидман исполняет здесь не более чем функцию мебели
Однако заслуженно безвестный режиссер Джонатан Теплицки не сделал ровным счетом ничего для того, чтоб мы прониклись жизнью и судьбой Ломакса. Напротив – в теплицкой интерпретации этот Ломакс с его трагедией не вызывает в нас никакого участия. И даже то, что играет данного Эрика дамский любимец и общепризнанный обаяшка Колин Ферт, ничуть не способствует возникновению интереса к судьбе героя, не говоря уже о наворачивании зрительских слез по его адресу. Если у кого и получится здесь всплакнуть, так это только у наиболее пламенных поклонников мистера Ферта. Что и говорить, суперзвездного бедолагу после участия в такой продукции можно лишь очень и очень пожалеть.